На парад – в конном строю
Новость в рубрике: Избранное, Образование20 лет назад Грушевской средней общеобразовательной школе присвоен статус казачьей. Когда подъезжала к Грушевской средней школе, представляла, что вот сейчас увижу мальчишек в казачьей форме, а может, и верхом на коне… Не спешите улыбаться – мои предположения не настолько уж и далеки от истины…
Мальчишек в казачьей амуниции я не увидела, наверное, это и не показатель статусности школы.
– Наша школа априори казачья, – говорит ее директор Ольга Васильевна Коротицкая. – Ведь построена она в 1913 году на средства казачьей общины станицы Грушевской. Основным предметом до революции был Закон Божий. После революции школа осталась начальной, с четырехлетним обучением. В 1931 году была реорганизована в школу крестьянской молодежи с семилетним сроком обучения. В годы Великой Отечественной войны, в период оккупации станицы, школа не работала и снова открылась после изгнания фашистских захватчиков. В 1961 году стала восьмилетней, а с 1964 года – средней. За годы работы здание школы дважды пристраивалось (в 1962 и 1977 годах). В начале 2003 года школа переименована в МОУ Грушевская СОШ, затем школа получила статус «казачья». В 2005 году проведен капитальный ремонт.
15 апреля 2011 года школа переименована в МОУ Аксайского района «Грушевская средняя школа».
Сегодня педагогический коллектив продолжает работать над реализацией программы казачьей школы, ориентированной на духовное саморазвитие и самосовершенствование личности. Знакомство со школой началось с музея.
– Центральное место в школьном музее занимает экспозиция «Никто не забыт – ничто не забыто», – начинает рассказ Максим Шпак из 8 «Б» класса. – Этот раздел создан в память об освобождении нашей станицы, о наших земляках, наших дедах и прадедах, которые геройски сражались за наше Отечество.
– В музее хранятся фотографии, документы и личные вещи некоторых наших земляков, героически сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, – продолжает экскурсию одноклассница Максима Алиса Малова, показывает экспонаты, сопровождая короткими историями некоторые из них.
Учитель начальных классов, хранительница школьного музея Галина Геннадьевна Шпак внимательно слушает, все ли правильно говорят ее подопечные. Волнуется напрасно – ребята уже не первый раз проводят эту экскурсию, без запинок, по очереди рассказывают о героическом прошлом станичников, о памятных местах в Грушевской. И, конечно, о Герое Советского Союза Андрее Елиферовиче Дубикове, который родился и вырос в станице Грушевской, имя которого присвоено школьному юнармейскому отряду «Патриот», об Иване Илларионовиче Данилове, имя которого носит одна из улиц станицы.
Переходим в другой зал, и куда делась серьезность Алисы и Максима!
– Это наш казачий курень, – чуть ли не в один голос презентуют ребята помещение.
Чудо, как хороша эта экспозиция! Так и хочется покачать младенца, что в зыбке, или усесться за прялку, а-то и взять в руки пяльцы с вышивкой на подушку-думочку, или забраться с ногами на этот громадный, не утративший со временем своей уютности, диван. Да не успела, место занято!
– Это наш диван времени, – говорит Максим, – когда на него садишься, впечатление такое, что попадаешь в прошлый век, даже еще раньше, когда наши прабабушки играли в куклы. Легко это все представляется, как наяву!
– А я прям вижу, как идет под венец красавица-казачка, – с мечтательной улыбкой подхватывает Алиса. – Свадебный обряд могу запросто представить…
Здесь на помощь ребятам приходит учитель начальных классов Татьяна Алексеевна Коломыйцева, показывает и рассказывает о большой краеведческой изыскательской работе, которой вместе с детьми занимается уже несколько лет. Гордость – исследовательская работа «Обряд казачьей свадьбы в станице Грушевская». В свое время этот большой труд Инны Лукьяновой, Юли Корнеевой, Кати Олейниковой и Оли Масловой из 5 «Б» класса под руководством Татьяны Алексеевны был признан лучшим в номинации «Культурное наследие» на областной краеведческой конференции «Отечество».
Г.Г. Шпак рассказывает, как сюда попадают предметы домашнего обихода и утвари.
– Много приносят станичники, зная про наш музей, учителя и сотрудники школы пополняют фонд, что-то родители передают. Вот эта старинная мебель у нас недавно, ее в дар музею передала Оксана Александровна Мягченко. Очень хорошо сохранились зеркало, шкаф, подставки для цветов. Кое-какие экспонаты делают ребята. Например, глиняные игрушки, по старым семейным фотографиям, такие теперь в магазине не найдешь. Музей – наша гордость, с него начинается знакомство со школой у первоклассников, здесь проходят тематические уроки, классные часы. Занимаюсь с ребятами музейной работой, готовим экскурсии, которые они потом проводят и для наших же школьников, для гостей, для родителей.
В сопровождении заместителя директора по воспитательной работе Светланы Викторовны Бандуриной покидаем музей и неспешно идем по коридорам школы. Какие высоченные потолки, сколько воздуха! Какие огромные картины – эпизоды из казачьей жизни на стенах! У одной из них старшеклассники оживленно о чем-то разговаривают. Интересно, о чем?
– Думаем, чем займемся на каникулах, – отвечают чуть ли не хором, – может, начнем уже подготовку к следующему конкурсу на лучший казачий класс.
Оказывается, это ребята из 9 «Б» класса, в нынешнем учебном году они участвовали во Всероссийском конкурсе на лучший казачий класс, до победы не дошли, но опыт приобрели колоссальный. Готовились вместе с казаком-наставником старшим урядником Павлом Юрьевичем Сухоруковым и с советником директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Светланой Николаевной Сыч. В видеовизитке своего класса рассказали о том, как ежегодно в День Победы шествуют с «Бессмертным полком» к мемориальному ансамблю «Воинам-освободителям станичникам», как в течение года ухаживают за территорией мемориала, как стоят школьники в почетном карауле у мемориала погибшим воинам станицы. По словам Светланы Николаевны, конкуренция была огромной, но это не помешало дойти до Всероссийского этапа конкурса. Теперь ребята планируют больше тренироваться в строевой, чтобы уж точно попасть в призеры заключительного этапа.
Как говорит С.В. Бандурина, с казаками станицы школа всегда на связи. Станичный атаман Александр Михайлович Апонасенко помогает с охраной порядка на больших общешкольных мероприятиях, передал несколько комплектов казачьей формы для ребят.
– Мы на мероприятиях теперь по всем правилам, обязательно в форме. Это и ежегодный строевой смотр Аксайского юрта, войсковые панихиды в Старочеркасске, в Монастырском урочище, на Каплице, это и соревнования в рамках празднования Дня казачьей славы.
Знакомство со школой продолжает учитель истории Александр Сергеевич Глущенко.
– Кроме истории, я веду внеурочный курс по истории Донского края, в том числе в большом объеме по истории казачества. Когда была возможность, каждый год возил школьников в поход, ездили в Вешенскую, неделю жили на берегу Дона, в палатках. В Старочеркасскую часто ездили, на Каплицу ходили, пешком, через болото от Большого Лога, там тоже жили по несколько дней на берегу Дона. За эту деятельность в свое время был удостоен правительственного гранта. Те жители станицы, кто учился в нашей школе 25 – 30 лет назад, помнят эти поездки, и теперь их дети, учащиеся нашей школы, рассказывают, как они с родителями ходили или ездили по тем самым маршрутам. Вот вам и связь поколений.
Большое внимание уделяется возникновению донского казачества, становлению его самобытной культуры, истории станицы Грушевской, традициям казаков. В рамках программы «История Донского края», конечно же, говорим с детьми о славных воинских традициях казачества, о сражениях России против Турции, против Крымского ханства, против Наполеона, в которых казаки славно участвовали.
Подробно рассматриваем экономику края в разные периоды.
Изучение истории необходимо сопровождать наглядностью. И лучше всего это проявляется во время поездок по тем местам, о которых рассказывается на уроках. Это Азов, Старочеркасск, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Танаис, Вешенская. Есть прекрасные музеи в Аксае, где мы с ребятами бываем и где всегда проводятся уникальные интересные экскурсии, что, в свою очередь, вызывает сильнейшие эмоции у ребят.
Еще один внеурочный курс – «Доноведение» – преподают учителя начальных классов.
И это тоже один из любимых школьных курсов. Его соавтор, Ольга Алексеевна Каклюгина рассказывает, как вместе со школьниками ходят к старожилам станицы, собирают истории, связанные с их детством, – что в те времена в школе проходили, в какие игры играли, во что наряжались, что ели. С большим интересом рассматривают старые фотографии, радуются, когда видят знакомые предметы – вышивки, сундуки, зеркала, как-то прялку увидели: «Как у нас в музее!».
Как отмечают в школе, учащимся очень нравится праздник «Чаепитие», когда приглашаем своих бабушек, они садятся за чайный стол все вместе, варенье дегустируют, хантурики пробуют, рассказывают, как в семьях чаепитие проходило. У нас в станице с давних времен установлено время для чая – ровно в 15 часов. Эту традицию мы поддерживаем! У нас чай – по расписанию! Вот и словечки интересные проскакивают, когда начинают наши бабушки истории рассказывать. Даже не обязательно про чай. Можно услышать «навесить на борщ», «мило поганое», «цибарка», «побанить», они ищут, расспрашивают своих родных и близких, что бы это значило.
– У нас в программе есть мероприятие о том, как воспитывали детей в казачьих семьях, – делится Ольга Алексеевна. – Рассказываем, во сколько лет и что должна была уметь делать девочка, во сколько лет мальчика на лошадь сажали. Если мальчика с первых дней готовили к службе, то девочку – к управлению хозяйством, с пяти лет учили малышку шить, прясть, готовить. А вот казачонок с трех лет учился ездить верхом, с пяти уже помогал отцу и братьям в поле.
Замечательно, что многие родители не остаются в стороне, участвуют в жизни школы.
– Настоящие сподвижники – наши мамы и папы, – говорит С.В. Бандурина. – В больших общешкольных мероприятиях с удовольствием участвуют, особенно в нашем Престольном празднике.
Проведение 9 октября Престольного праздника в честь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, чье имя носит храм в центре станицы – отличительная наработка школы в вопросе сохранения и трансляции молодому поколению станичных казачьих обычаев и традиций. Идею проведения праздника подал бывший директор школы, коренной грушевянин, Михаил Александрович Матвеев. На протяжении десяти лет сценарий разрабатывался творческой группой учителей под руководством С.В. Бандуриной.
В этот день проводится общешкольная линейка, на которой ученики знакомятся с образом Иоанна Богослова, слушают наставление священнослужителя, обращение представителей казачества станицы. Затем вся школа идет на праздничную службу в храм.
Продолжает праздник концертная программа, в которой каждый год выбирается определенная тема, связанная с донским казачеством. Были праздники, посвященные обычаям и обрядам станицы, донской лазоревой степи, казачьим посиделкам…
Часто на праздник приглашаются творческие коллективы других учреждений. Побывали на празднике в гостях народные хоры «Грушевянка», «Околица» Грушевского СДК, ученики Рассветовской школы искусств, кадеты Аксайского кадетского корпуса, артисты Новочеркасского театра драмы и комедии им. З.Ф. Комиссаржевской, ансамбль народной песни станицы Старочеркасской.
Обязательно организуется тематическая выставка донских казачьих блюд, поделок из природного материала.
А пока идет концерт, все дети с учителями и родителями сидят за праздничными столами, пьют чай из самоваров на дровах, едят домашнюю выпечку и сладости. Завершается праздник большой конкурсной программой!
И здесь, конечно, родители – большие помощники.
– Я с превеликим удовольствием помогаю, – говорит многодетная мама школьников Евгения Владимировна Солодунова. – Моя Ульяна учится в первом, Мирон – в четвертом, Глеб – в шестом и Егор – в девятом классах, и я вместе с ними до сих пор учусь. В нашей школе хорошо, ребята на экскурсии выезжают, свои мероприятия школа проводит.
Школьный музей им тоже по душе, рассказывают, я хоть и не была в нем сама, но уже, кажется, знаю наизусть все экспонаты. Раз моим ребятам нравится здесь учиться, то и я со всей душой, тем более, я швея, и если что-то надо с костюмами помочь – делаю это с радостью!
– Родители находят время, что теперь очень ценно, – продолжает О.А. Каклюгина, – помогают своим детям брать интервью у своих родителей. Не так просто разговорить, записать на диктофон, потом пересказать одноклассникам! И ведь получается же. Ребята на уроках «Доноведения» делятся интервью, кто что узнал – как в прошлом веке ездили на повозках, а-то и пешком «у город» добирались, как сметану, каймак делали, капусту как квасили, как кохфий толкли, как свадьбы играли, тещу на тачке катали…
– У меня две дочери учатся в нашей школе, во втором и четвертом классах, «Доноведение» у них чуть ли не любимый предмет, – подтверждает мама девочек, Евгения Меренкова. – Мы сами для себя много интересного и нового узнаем – они с удовольствием рассказывают, когда что-то особенное про историю нашей станицы узнают. А старшая дочь даже увлеклась фланкировкой!
В разговор вступает классный руководитель 8 «А» класса, учитель математики Любовь Михайловна Дружинина. В свободное время она поет в народном фольклорном ансамбле «Грушевянка», в репертуаре которого много казачьих песен.
– Нашим коллективом руководит заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственной премии Правительства РФ «Душа России» Юрий Арамович Хачатурян. В прошлом году в рамках Всероссийского проекта Российского движения школьников «Классные встречи» он побывал у нас в гостях. Такая душевная получилась встреча! Юрий Арамович рассказал о своем детстве, как начал заниматься музыкой, о творчестве, ответил на вопросы ребят, а я вместе с «Грушевянкой» исполнила задорные казачьи песни.
– Со своим классом, наверное, тоже распеваете казачьи песни?
– Больше – патриотические, прославляющие Россию, армию, воинов-казаков, нашу Грушевку! Особенно, когда готовимся к Дням воинской славы, Дню защитника Отечества, к тематическим классным часам, к ежегодному строевому смотру юртового казачьего общества «Аксайский юрт».
И тут выясняется, что один из ее учеников, Иван Шеховцов, в этом году не пойдет на Парад вместе с классом, а впервые поедет в конном строю, в казачьей форме.
Заговорили про лошадь, и интересные подробности стали выясняться.
– В 2003 году, когда школа получила статус казачьей, – вспоминает Светлана Викторовна, – один из наших друзей, в то время депутат областного Законодательного Собрания Владимир Иванович Рожков подарил нам лошадь. Так и сказал, что у казачьей школы должна быть лошадь! Несколько лет лошадь жила при школе, дети ухаживали за ней, учились обращаться, ездить верхом. Как раз помогал в этом папа Вани Шеховцова, Андрей Алексеевич, очень увлеченный человек. Вот и сына увлек.
– Полгода назад я начал осваивать верховую езду, – с гордостью говорит Иван, – с самого первого раза было совсем не страшно и не трудно, я сел в седло и поехал! Теперь вот тренируемся с Розой (это нашу лошадь так кличут), чтобы красиво пройти смотр.
Задаю Светлане Викторовне традиционный вопрос, чем школа гордится?
– Выпускниками, учителями, родителями, детьми. У нас много достижений в учебе, спорте, все наши выпускники продолжают обучение в колледжах и вузах. Всего не перечислишь. Вот совсем недавно получили благодарственное письмо атамана межрегиональной общественной организации «Область Войска Донского» В.Г. Жукова, но об этом лучше расскажет советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Светлана Николаевна Сыч.
Светлана Николаевна показывает талисманы добра, которые ученики сделали на уроках технологии, и теперь эти милые поделки будут переданы участникам специальной военной операции.
– Вчера еще пришла делегация из 1 «А» класса, торжественно мне вручили вот такие солнышки со словами «Только вы обязательно передайте нашим солдатам!». Конечно, все передадим, не волнуйтесь! Мы уже не первый раз передаем посылки, поддерживаем, как можем и чем можем.
Не хотелось уходить из этой казачьей школы, хотелось еще слушать и слушать учителей, ребят, родителей…
– Больше половины всех педагогов школы родились в нашей станице, – говорит Светлана Николаевна, – учились в этой школе, теперь работают в ней, вот и я из их числа. Мы не понаслышке знаем личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях.
Понятно теперь, почему такие доброжелательные и доверительные отношения между педагогами, школьниками и их родителями. Понятно, почему уходить не хочется. Что ж, до новых встреч и до новостей из Грушевки! Пригласили же нас почаще приезжать в гости. Обязательно приедем!
Больше фотографий смотрите в разделе «Фотогалерея».
Ольга БЛОТНИЦКАЯ
Отправить ответ
1 Комментарий на "На парад – в конном строю"
Очень интересная статья. По фотографиям сразу видать, чем дети зпнимаются в школе. И учителя заинтересовали учеников — и музей создали, и даже лошадь у них есть. Вот казачий компонент на практике! А то что, ученик школы будет на Параде в конном строю — гордость берет и за него, и за школу.