Победитель Всероссийского конкурса «Лучший руководитель года» – директор школы п. Янтарный Елена Гудзенко
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Избранное, ОбразованиеКрасивые, яркие стены, на которых можно писать, кресла и пуфики в коридоре вместо скамеек и стульев… Все это можно сделать почти в любой школе. Но как построить с нуля красивую и комфортную школу, как собрать коллектив единомышленников, как обеспечить качественное образование ученика новой школы, строительство которой долгие годы ждали жители нескольких поселков? Об этом и не только шел разговор с победителем Всероссийского конкурса «Лучший руководитель года», директором школы п. Янтарный Е.А. Гудзенко.
Елена Алексеевна встретила меня на крыльце школы и предложила пройти к ней в кабинет. И хотя располагается он не так далеко от входа, попали мы туда только через 20 минут, а то и больше. Потому что пошли длинным путем, на экскурсию.
Школа открылась второго сентября 2019 года, контракт о назначении на должность директора Е.А. Гудзенко подписала в январе того же года.
– Это был этап строительства второго этажа, – вспоминает директор. – У меня была возможность контролировать процесс и одновременно заниматься оснащением и подбором профессиональных кадров.
Школа большая, ее проектная мощность – 600 человек, сегодня здесь числится 1 300 учащихся.
То, что я увидела, впечатлило. Во-первых, просторно, много воздуха и света, светло. Может быть, потому что каникулы?
– У нас и во время учебного года так. Даже когда школа заполнена, не создается впечатления толпы. Настолько все правильно распланировано, количество этажей, кабинетов, залов, других функциональных помещений, лестниц, потоки детей разведены грамотно. Никто не верит, что у нас школа переполнена.
По маршруту следования заглянули в просторную столовую на 330 человек со своим технологическим блоком, где повара из аутсорсинговой фирмы сами готовят, никаких полуфабрикатов. В предполагаемом гардеробе базируется музыкальная школа из ДШИ п. Реконструктор, уже есть первые выпускники с сертификатами о ее окончании. Вот вожатская, Клуб детских инициатив. Блок начальной школы. В каждом классе электронная доска, подключенная к интернету, автоматизированное рабочее место учителя, принтер… Парты с регулируемой высотой, в зависимости от роста ребенка. Впрочем, это не только в «началке». Так оснащены все учебные кабинеты.
С этого года в школе открылась своя гончарная мастерская.
– Появилась мама, которая занимается этим ремеслом, – поясняет Елена Алексеевна, – предложила ей поучаствовать в нашем дополнительном образовании.
Кабинеты музыки, технологии, ОБЖ, все прекрасно оснащены. В школе очень много спорта.
– Поначалу все думали, что я спортсмен, а не математик, и поэтому я делаю спортивную школу. Просто я считаю, если есть возможность в пределах школы получать любое дополнительное образование, его надо здесь получать. Тхеквондо, карате, футбол, баскетбол, волейбол, ОФП, йога для девочек, акробатический рок-н-ролл, художественная гимнастика, настольный теннис, шахматы, плавание, спортивный кружок ЮНАРМИИ. Кстати, тренажерный зал могут посещать и учителя. Я тоже прибегаю позаниматься, когда образовывается возможность по времени.
Проходим прекрасный и тоже оснащенный всей необходимой аппаратурой актовый зал, который востребован не только по запросам школы. Здесь проводятся и районные, и областные мероприятия.
Точка роста. Пространство оборудовано несколькими тематически-ми площадками. Фотокружок, робототехника, есть open-air кабинки, 3D принтер…
Директор расстраивается, что не хватает места для организации стационарного школьного музея.
– Пока выходим из положения организацией временно действующих передвижных тематических выставок, – говорит Елена Алексеевна. – То есть, школьный музей выставочными комплексами переезжает с одного пространства в другое.
Завершилась экскурсия в административном крыле, и разговор продолжился в кабинете директора. Здесь тоже просторно и светло. Стол для совещаний занят учебными журналами, расчерченными бумагами, заполненными таблицами.
– Готовимся к печати аттестатов, – поясняет директор, – это очень трудоемкий процесс, с неоднократными сверками электронных журналов и дневников, всех носителей информации об успеваемости учащихся.
За стеклянными дверцами шкафов множество грамот, дипломов, призов, общих фотографий.
– И это далеко не все, что накопилось за пять лет, – не без гордости говорит Е.А. Гудзенко.
Пять лет. Получается, первый директорский рубеж. Янтарная школа, по словам ее директора, стремительно «ворвалась» в образовательное пространство района. В олимпиадах, конкурсах, всевозможных смотрах принимает участие каждый ученик школы. Янтарики – победители муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Уже в этом учебном году известно, что победителями муниципального тура стали семь учащихся, а это четвертая часть от общего числа победителей из 21 школы района. Четверо из них стали участниками регионального тура. За четыре проведенных выпуска в копилке школы 14 медалей «За особые успехи в учении», помимо этого шесть медалей «За особые успехи выпускнику Дона» и 14 аттестатов об основном общем образовании с отличием.
– В нынешнем учебном году – 12 медалистов из 46 выпускников, – говорит Елена Алексеевна. – По сути, каждый пятый – медалист. Это достойный показатель. Сильный выпуск. Математику сдали от 80-ти баллов и выше, есть 98. Убеждена, что школа – это не только уроки, задания и отметки. Это живая, созидательная, разнообразная среда. Мы как коллектив создаем возможности для того, чтобы в школе ученики знакомились с интересными людьми, развивали имеющиеся таланты, приобретали новые увлечения, сохраняли гармоничный баланс в физическом и интеллектуальном развитии, а главное – не теряли любознательности и искреннего интереса к окружающему миру.
Поэтому учащиеся школы п. Янтарный участвуют в самых разнообразных активностях. Они талантливы и креативны, в чем-то уже профессиональны.
– Мероприятий очень много, и они различной направленности, – продолжает директор. – Например, в сдаче норм ГТО участвуют почти 500 человек в год, в новогоднем концерте – в среднем 400, при проведении на базе школы областного тура «Учитель года Дона – 2022» были задействованы почти 600 школьников. Если провести математические вычисления, то получится, что каждый ребенок школы как минимум пять раз и более принимает участие в мероприятиях за учебный год. Наши совсем молодые команды футбола, баскетбола, тег-регби, «Президент-ские игры и состязания» известны в Ростовской области благодаря своим победам.
Благодаря директору, в школе уже есть свои традиции. Например, каждый выпускной класс оставляет на память школе свой выпускной альбом. На каждый ежегодный профессиональный праздник – фотографирование всем коллективом. С этого года ввели еще одну – классический стиль одежды для учителей на все официальные мероприятия «белый верх – черный низ». Два раза в год проводится «День без гаджетов» для всей школы. И на совещания учителя приходят без гаджетов.
Добралась я и до своего основного вопроса, как моя собеседница пришла в профессию? Оказывается, в свое время мама не разрешала ей поступать в педагогический институт, говорила, несмотря на то, что сама учитель, «это тяжелая работа». Так себе аргумент от учителя подумала дочь, втайне от мамы забрала документы из строительного вуза (куда к тому времени была зачислена еще в апреле, будучи выпускницей профильного класса) и отнесла в педагогический, на физико-математический факультет.
– Папа об этом знал и единственное, что сказал: «Чтобы я от тебя ни разу не слышал, что ты об этом жалеешь», – вспоминает Елена Алексеевна.
Этих слов папа не услышал, потому что дочь ни разу не пожалела о своем решении.
– Мама в итоге смирилась?
– Сказала, раз папа разрешил… Да и я не видела себя в другой профессии. В детстве играла «в школу», у меня и парты были из пластмассовых кубиков, куклы сидели в ряд, был «журнал». Не помню, кто из взрослых подал эту идею. Наверное, все-таки, мама… Меня не пугали и большие стопки тетрадей, которые мама проверяла. Да и мама это делала легко. Она так же, как и я (или я так же, как мама – улыбается Елена Алексеевна) влюблена в свою профессию. Еще я влюблена в математику. Это началось со школы, где училась на отлично. Моя учитель математики Надежда Алексеевна Никулина показала, насколько красива эта наука!
– А высшая математика в вузе не снизила интерес к пред-мету?
– Это еще большая красота. На третьем курсе теорию аналитических функций преподавал Григорий Георгиевич Смелик, впоследствии научный руководитель моего дипломного проекта. Я поняла, почему воздух такой, а не другой, поняла, почему радуга такая – все было разложено математически по полочкам. Сейчас, конечно, не восстановлю, но тогда… Сейчас я математикой спасаюсь, бывает же разное в жизни, взгрустнется, например… Беру судоку и решаю. Либо сажусь делать тарификацию. Это десять страниц текста и цифр.
– Когда произошло назначение директором, какие эмоции были? Это же несравнимый с прежней должностью груз ответственности?
– Это произошло в начале января 2019 года, моя семья вздохнула с облегчением: у мамы новая игра.
– Игра?
– Именно. Так в моей семье относятся к моим начинаниям – будь то обучение в автошколе, или дочь в спорт – и мама в спорт, сын готовится к ЕГЭ – мама изучает ЕГЭ, мама завучем стала, ура, все по-новому! При этом семья меня всегда поддерживает, всегда рядом. Взять даже эту школу – когда я давала согласие, мне было непонятно, когда ввод в эксплуатацию, не затянется ли строительство на годы. Муж и дети поддерживали, мы мечтали об одном – чтобы школа открылась и дружно верили в успех. Но при этом всю цветущую сирень в округе я обошла, уверяю вас, пятилистников не оставила!
Елена Алексеевна вспоминает то время и с особой теплотой тот коллектив энтузиастов, свою команду, с которой работа спорилась, не замечали, как дни летели. Учителя приходили с семьями, с едой, со стульчиками – присесть передохнуть. Каждое помещение, коридоры, лестничные марши, окна, двери, стены, полы, в общем, всю школу отмывали, оттирали, чтобы и следа не осталось от строительной пыли, клея, других отходов отделки.
– Объем, конечно, колоссальный освоили. И все это на каком-то сумасшедшем подъеме, до сих пор им благодарна. И мы до сих подпитываемся теми эмоциями.
– Вы уроки ведете?
– В старших классах математику, шесть часов в неделю. Причем, прихожу в класс без телефона. На уроке только я и дети. Старших беру, потому что считаю, могу им больше дать, помочь определиться с выбором, с прохождением ЕГЭ. В то же время, могу с ними поговорить не только по теме урока.
– Насколько директор школы доступна для общения с родителями? Надо записываться на прием?
– Есть установленное время для родителей, они все об этом знают, информация на сайте школы размещена. Приходят кто-то по записи, кто-то без. С любым вопросом, проблемой. Бывает, «просто поговорить». На вопросы отвечаю, проблемами занимаемся вместе с завучами, и «просто разговариваю».
– Когда у директора отпуск?
– По возможности и по надобности беру по несколько дней. Выстраиваю свой график в зависимости с загруженностью и интенсивностью образовательного процесса. В июле, например, можно на пару недель уехать отдохнуть. Либо в апреле, когда пишутся Всероссийские проверочные работы, можно назвать это время относительным затишьем.
Еще время отпуска зависит от проведения выборов. Елена Алексеевна, кроме всего прочего, еще и председатель участковой избирательной комиссии.
– А какой вы директор, с вашей точки зрения?
– Моя проблема в том, что всегда бегу вперед. Мне каждый раз «не хватает». Всероссийский конкурс «Лучший руководитель года» появился в моей профессиональной деятельности как необходимость. Конкурсу предшествовала переподготовка в рамках президентской программы подготовки управленческих кадров по образовательной программе «Менеджмент». И это была колоссальная работа с анализом деятельности школы, разработкой собственной программы развития школы, ее защитой и последующим внедрением. Конкурс «Лучший руководитель года» доказал, что мы движемся в правильном направлении. Не стою на месте и коллективу не даю. Что касается стиля руководства – мне иногда приписывают авторитарность. Считаю, это происходит, когда человечность и доброту принимают за безотказность, и тогда происходит, как говорят, «сел на шею и ножки свесил». Вот и приходится объяснять, что такая позиция не отвечает моим требованиям. Где-то приходится быть жесткой.
– Что помогает руководить большим женским коллективом?
– Математика, – улыбается Елена Алексеевна. – Например, кто-то из коллег приходит ко мне в кабинет, говорит «работы много». И тогда садимся, разговариваем, раскладываем по полочкам, смотрим, где время теряется, предлагаю составить тайминг рабочего дня. Если человек хочет услышать – услышит. У меня договоренность с коллективом, возникает необходимость поговорить – приходите в кабинет, будем разговаривать. Кстати, мой кабинет – это то место, где можно поплакать. Чтобы никто не видел. Поплакала, в порядок лицо привела перед зеркалом – можно выходить. А ситуации, поверьте, бывают такие, что разрешить ее можно только так, поплакать.
– Что больше всего радует в учениках? Огорчает? Сравниваете нынешних школьников со своими ровесниками, когда сами учились в школе?
– Дети не изменились. Например, они так же мучительно определяются с выбором, что после школы. Наглядный пример – моя дочь, которая все ЕГЭ сдала с результатом выше 80 баллов и до последнего дня не знала, в какой вуз поступать. Радует, когда, приветствуя, ребенок называет тебя по имени-отчеству и он знает, что перед ним директор школы. Радует, когда наши мальчики и девочки начинают осознавать, что учиться надо! В старших классах это к ним приходит. Приходит и то, что учебу надо продолжать и после школы. Огорчает злоба. Есть такое, что родители вкладывают в ребенка какую-то злость и потребительское отношение.
– Что вы думаете про вызов школе «зачем учиться, когда все есть в интернете»?
– У нас для всей школы в локальной сети установлена система образования, учитель может зайти, задать вопрос на любую тему и получить ответ. Так вот спросом не особо пользуется. Или другой пример. Сегодня есть возможность проводить лабораторные работы в виртуальной лаборатории в интерактивных тетрадях. Дети предпочитают делать все руками.
Говорили мы еще долго, Елена Алексеевна – интересный собеседник, рассказывала, вспоминала, делилась планами.
Уже прощаясь, спросила, что для вас школа?
– Я люблю свою школу. Кто-то говорит «у меня на первом месте семья», другой – «у меня на первом месте работа». Я не разграничиваю семью и работу. Для меня школа – это продолжение семьи. Так сложилось в моей семье. Дочь работает в моей школе учителем английского языка. Моя мама – учитель начальных классов, работает в аксайской школе № 2 завучем. Слово «работа» не подходит для того, чем для меня является школа.
Любовь это моя. На всю жизнь!
Ольга БЛОТНИЦКАЯ
Отправить ответ
2 Комментарий на "Победитель Всероссийского конкурса «Лучший руководитель года» – директор школы п. Янтарный Елена Гудзенко"
такая школа красивая в поселке Янтарном — яркая! и директор очень ответственная, любящая свое дело, детей, науку. Всех благ вам и вашей школе желаем
Школой руководить — задача архисложная. Сколько нужно иметь терпения, силы воли, ума, чтобы и работа спорилась, и силы были, и выгорания не было