Об аксайском юртовом поисково-краеведческом отряде «Донцы» казачьего общества Всевеликое войско Донское
Новость в рубрике: Всевеликое Войско Донское, Избранное80 лет прошло с тех пор, как отгремела Великая Отечественная война. Часто можно услышать, что война до тех пор не закончена, пока не предан земле последний ее солдат. В годы Великой Отечественной войны наша страна понесла невосполнимую утрату: погибло около 27 миллионов человек, из них – примерно 8,7 миллиона советских солдат. До сих пор многие герои остаются незахороненными с подобающими почестями, и именно поэтому столь важна миссия поисковых отрядов: год за годом они прочесывают поля былых сражений, возвращая из безвестности имена павших защитников Родины.
![]() |
![]() |
| Процесс раскопок. / ФОТО из архива В.Н. Кучерова | |
В январе 2009 года в Санкт-Петербурге на заседании российского оргкомитета «Победа» Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным были озвучены данные по числу пропавших без вести в той страшной войне. Тех, кого не удалось обнаружить ни среди убитых, ни среди бывших военнопленных, оказалось 2,4 млн человек.
Также остаются неизвестными имена шести миллионов воинов из тех, что захоронены в зарегистрированных 47 тысячах братских могилах на территории нашей страны и за рубежом. Сегодня пропавшие без вести солдаты и офицеры, а также незахороненные надлежащим образом, но учтенные в потерях военнослужащие и являются основным объектом деятельности для российского поискового движения. Нужно отметить, что к настоящему времени российские поисковые отряды вернули имена примерно 28 тысячам солдатам, считавшимся ранее пропавшими без вести.
Поисковым делом занимаются самые настоящие подвижники. Люди, которые этим делом заразились, это настоящее братство, семья. Для них не являются препятствием сюрпризы погоды, они не требуют финансирования… Эти удивительные люди на собственные средства покупают продукты, заправляют бензином свои автомобили и едут в поля работать.
В Ростовской области поисковой работой занимаются несколько отрядов. Один из них – аксайский юртовой поисково-краеведческий отряд «Донцы» казачьего общества Всевеликое войско Донское. Руководит «Донцами» аксайский казак Виктор Николаевич Кучеров. Не случайно именно Виктору Николаевичу было поручено это ответственное дело.
«С детства я любил что-то искать. Глазами я все время что-то искал на земле, часто находил пульки, монетки. Я очень увлекался историей, с пятого класса был командиром краеведческого отряда в школе и успел побывать в двух археологических экспедициях. Мы раскапывали древние захоронения в курганах. В восьмом классе заинтересовался археологией, занимался в археологическом кружке в Доме пионеров, потом – в школе юных историков. Поэтому, работа поисковика знакома мне еще со школьных времен. Мой интерес к истории не угас и во взрослом возрасте. Я пронес его через всю свою трудовую деятельность. Уже перед уходом на пенсию мне предложили возглавить казачий поисковый отряд. Поскольку этот вид деятельности был мне хорошо знаком, я согласился возглавить отряд. К этому времени у меня уже был собственный металлоискатель. Я составил устав отряда, подготовил документы и стал руководителем поискового отряда», – вспоминает наш земляк.
Отряд «Донцы» был образован 3 мая 2017 года. Основной его деятельностью стал поиск незахороненных тел погибших в годы Великой Отечественной войны или потерянных могил бойцов и увековечивание их имен на братских могилах.
«Наш отряд сначала специализировался на поиске военной техники, в основном, танков и бронетранспортеров. К сожалению, информации было много, но положительного результата почти не было. Нам только раз удалось найти в Дону, недалеко от Зеленого острова, понтон от парома. Позже, осознав важность поиска захоронений, мы приступили к этой работе и успели поработать в Багаевском, Куйбышевском, Орловском районах, в Новошахтинске, Шахтах, Миллерово и окрестностях», – рассказывает руководитель поискового отряда.
За это время отрядом была проведена огромная работа. Наши поисковики неоднократно участвовали в Вахтах памяти и экспедициях по поиску и эксгумации останков. В таких мероприятиях участвуют, как правило, сразу несколько поисковых отрядов. Таким образом, общими усилиями было обнаружено более пятисот человек. «А вот, работая в Миллерово, наш отряд обнаружил расстрельную яму, в которую фашистами было сброшено 266 тел мирных советских граждан, детей, женщин, стариков. Все они были расстреляны в затылок. Мы обнаружили захоронение в 2000 году, и это было признано еще одним фактом геноцида русского народа», – продолжает рассказ Виктор Николаевич.
В Год 80-летия Победы работа поисковиков приобрела особенную значимость и символизм. Наши поисковики вели раскопки там, где шли тяжелые бои.
«На Миус-фронте погибло очень много людей, порядка 800 тысяч человек. Эти огромные потери связаны с тем, что фронт на этом рубеже стоял на одном месте очень длительное время. Штурмуя эти высоты, советские войска несли серьезные потери, но пробить оборону врага было очень сложно. Хоронить погибших было некогда и некому. Из-за этого на нейтральной полосе и в старых окопах осталось большое количество незахороненных солдат, хотя после прорыва местные жители старались захоронить тела тех солдат, которых они обнаружили. Их хоронили в братских могилах, которые устраивали в воронках, в ответвлениях окопов. До сих пор на месте тех страшных боев можно найти останки советских воинов, едва сняв верхний слой земли. Мы находили бойца, который навсегда остался сидеть под камнями с гранатами и патронами.
Работа эта очень сложная и совершенно непредсказуемая. Можно долго копать и ничего не найти, а можно наткнуться сразу. Часто нам приходится полностью перекапывать окопы времен Великой Отечественной войны, зачищать их, чтобы убедиться в том, что там никого не осталось. Раскапывая окопы, мы восстанавливаем картину быта солдат Великой Отечественной. Расчищаем мы очень аккуратно, археологическими методами, фотографируем найденные артефакты. Так события той войны раскрываются совершенно по-другому», – говорит Виктор Николаевич.
Поиски сильно осложняются тем, что бойцов предавали земле только в нижнем белье, на котором в то время не было даже пуговиц. Такие захоронения очень сложно обнаружить, ведь даже металлоискатель тут бесполезен.
«В хуторе Ясиновском мы обнаружили 28 человек, про которых вообще ничего узнать было невозможно. Там были обнаружены только гильзы, оставшиеся после воинского салюта. Вот по этим гильзам мы их случайно и обнаружили», – делится руководитель поискового отряда.
Несмотря на все возможные трудности, поисковики упорно продолжают свое благородное дело.
«В 2025 году мы приняли участие в трех Вахтах памяти, в том числе в межрегиональной Вахте памяти «Миус – рубеж великой славы», которая была приурочена ко Дню Победы. Она проходила в Куйбышевском районе. Там мы подняли 18 красноармейцев. Все они, к сожалению, оказались безымянными. Вторая Вахта проводилась там же, в Куйбышевском районе, в августе, в дни годовщины прорыва Миус-фронта, 30 – 31 августа. Тогда были найдены тела четырех бойцов, имена которых тоже остались неизвестными.
![]() |
![]() |
| Захоронение останков погибших солдат на Самбекских высотах. / ФОТО из архива В.Н. Кучерова |
|
В этих Вахтах памяти участвуют отряды из разных районов. В процессе проведения такой вахты одни отряды сменяют другие. Всех бойцов, которых в течение года находят поисковые отряды, торжественно, с воинскими почестями предают земле на Самбекских высотах. Принимали участие в таком мероприятии и наши «Донцы». В 2025 году земле предали 101 бойца, но из них удалось идентифицировать только одного», – таков был итог кропотливой многомесячной работы поисковиков.
Возможность заниматься поисковой деятельностью именно в тех местах, где проходил Миус-фронт, для Виктора Николаевича имеет особое значение, ведь именно в этих местах воевал его отец. Он был родом из Ставропольского края, но его боевой путь проходил по донской земле. Переправлялся он и через нашу аксайскую переправу. Знать бы ему тогда, что место это в дальнейшем станет его судьбой! Так случилось, что пришлось ему попасть в плен и, будучи пленным, он был отправлен немцами в Ростов-на-Дону. А уж там ему удалось из плена сбежать. Он вернулся в действующую армию, дошел с войсками до Крыма, а там был тяжело ранен, потерял ногу и был направлен для лечения в ростовский госпиталь. Это была его вторая встреча с Ростовом, судьбоносная. Город этот ему очень понравился, поэтому он и выбрал для жизни наш Донской край.
«Мой отец был фронтовиком, инвалидом войны. Он очень не любил рассказывать про войну. Уже после того, как он скончался, я стал искать сведения о его боевом пути. Каково же было мое удивление, когда я прочитал, что он погиб! Нет! Его не стало только в 1996 году. Я даже съездил в Краснодарский край, на место его «гибели» и обнаружил его фамилию в числе прочих на обелиске, установленном на братской могиле. На самом деле, там он попал в плен. А сослуживцы, не обнаружив его среди живых, записали его в список погибших. К этому времени он уже ушел из жизни, поэтому я не стал ничего менять, но решил тщательно изучить его боевой путь. Я изучил документы, и оказалось, что 72-й стрелковый полк 24-й стрелковой дивизии, в котором воевал мой отец, вел бои именно в том месте, где мы ведем раскопки, прямо на пути его полка, прямо там, где он проходил с боями. Мы раскапываем окопы, в которых, возможно, воевали он и его товарищи. Возможно, он даже знал тех людей, останки которых мы находим. Конечно, мне гораздо важнее и интереснее копать там, где мой отец воевал, нежели в любом другом месте!», – рассказывает Виктор Николаевич. Вот такая реальная ниточка между поколениями, между прошлым и будущим!
Но надо отметить, что Виктор Николаевич вел раскопки не только на Донской земле. «Мне, как руководителю, очень важен опыт поисковиков в разных регионах нашей страны, чтобы потом передать этот опыт нашим поисковикам», – считает он.
Бывал Виктор Николаевич на раскопках и в Нижегородской области недалеко от городка Холм.
«Там было кровопролитное сражение, в котором погибла 2-я ударная армия. В новгородских лесах и болотах осталось огромное количество погибших. За вахту тогда мы подняли останки 117 бойцов.
В 2025 году поисковое движение России проводило военно-археологическую поисковую экспедицию в катакомбах Аджимушкая. Это огромная территория, где в 1942 скрывалось от фашистов около десяти тысячи человек. И людей там погибло очень много. На эти раскопки много людей не приглашают, поэтому я поехал один. Мне давно хотелось побывать там, и в этом году моя мечта исполнилась. Я очень впечатлен. Раскопки там длятся уже порядка тридцати лет, но продвигаются они очень медленно, потому что это исторический памятник и работать тяжелой техникой там нельзя. А разобрать вручную завалы, образовавшиеся после того, как фашисты неоднократно взрывали эти катакомбы, очень сложно. Обрушений там очень много, и все их приходится разбирать вручную. За три недели активной работы мы разобрали примерно метра три в глубину и восемь в ширину. Там мы нашли кружку, два штык-ножа. А еще – кострище, на котором, судя по всему, сжигали документы. А как было бы хорошо найти штабные документы, чтобы стало ясно кто там был! Тогда можно было бы сообщить родственникам о судьбе бойцов», – с сожалением говорит Виктор Николаевич.
К сожалению, наша страна и сейчас сталкивается с необходимостью отстаивать свои интересы на поле боя. И снова у поисковиков прибавится работы. Они и сегодня, несмотря на опасность, готовы выполнять свою благородную миссию, но пока не имеют разрешения. Деятельная натура настоящего поисковика не дает ему покоя, поэтому летом 2022 года, когда постепенно стали освобождать территорию Донбасса, десять добровольцев поискового движения России, в том числе и Виктор Николаевич, ездили восстанавливать памятники солдатам Великой Отечественной войны, которые «укропы», отступая, разгромили. «С 2026 года обещают пускать на Донбасс. А там работы – непочатый край!», – со знанием дела утверждает руководитель казачьего поискового отряда.
Хочется добавить, что Виктор Николаевич не только руководит поисковым отрядом. Кроме этого, он помогает людям узнать боевой путь солдат Великой Отечественной войны их ныне живущим потомкам, которые по тем или иным причинам не знают о том, где и как воевали их героические родственники.
«К 80-летнему юбилею Победы я закрыл все заявки по Ростовской области. К 9 мая не осталось ни одной невыполненной заявки», – с гордостью произносит аксайский поисковик.
Четыре сотни бойцов, которые родились в Ростовской области, погибли или пропали без вести на нашей территории, перестали быть без вести пропавшими. Их родственники теперь знают, где и когда отдали жизни их славные предки. Для них эта война, наконец, закончилась.
Светлана ЕФРЕМОВА































Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!