Сестры милосердия – яркий пример подвижничества, самопожертвования, мужества в тяжелейших условиях войны и мирное время
Новость в рубрике: Здравоохранение, КультураЕсть в русском языке очень теплое слово – «милосердие». В словарях под этим определением подразумевается готовность бескорыстно помогать и прощать, проявлять заботу и поддержку. Но в понятие «милосердие» заложен более глубокий смысл.

Фрагмент выставки «От аптекаря до лекаря». Витрина с формой сестры милосердия. / ФОТО из фондов Старочеркасского музея-заповедника
В христианстве оно выражается в любви к Богу и к ближнему, добровольном принятии на себя чужих страданий и стремлении их облегчить. Милосердие – это одна из основ христианской этики, которую ученики получили от Христа. Милосердное – это добровольное служение людям, призывающим на помощь.
В русской православной традиции ярким примером жертвенного служения стали сестры милосердия. «Белые голубки» – так называли женщин, которые воспринимали помощь ближнему своим долгом, принимали чужую боль как свою, были способны вынести тяжкие испытания, не потеряв человечности и доброты. Сестры милосердия – яркий пример подвижничества, самопожертвования, мужества в тяжелейших условиях войны и мирное время.
Сестры милосердия появились в Российской империи в 40-х годах XIX века. Тогда были основаны Свято-Троицкая и Никольская общины. Вступить в них могли женщины, готовые пройти серьезную медицинскую подготовку и приступить к работе в больницах и приютах. В годы Крымской войны Великая княгиня Елена Павловна открыла Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Эта организация объединила патриотически настроенных женщин самых разных слоев общества: рядом с женами, вдовами и дочерьми титулярных и коллежских советников, дворян, помещиков, купцов, офицеров российской армии и флота были и простые, малограмотные женщины.
Жалование им платили, но вовсе не оно было главным мотивом вступления в общину. Многие сестры милосердия были весьма знатного происхождения и о деньгах не беспокоились. Некоторые из них искренне мечтали посвятить жизнь медицине или отправлялись на фронт вслед за своими близкими – отцами, мужьями, сыновьями и братьями.
В Русско-японскую и Первую мировую войны общины проводили срочные курсы по шесть недель или два месяца. Сестры приобретали одну из специальностей: сестра хирургическая, аптекарь и хозяйка. Хирургические сестры помогали врачам при операциях и перевязках. Сестры-аптекари должны были следить за правильной раздачей лекарств и проверяли работу фельдшеров. Сестры-хозяйки наблюдали за содержанием больных, за чистотой белья и постели. Врачебного персонала не хватало, и выдающийся хирург Николай Пирогов ждал помощи, которую получил из сотен женских рук. 250 сестер милосердия трудились на благо своей страны во время Крымской войны.

Фрагмент выставки «От аптекаря до лекаря». Интерьер тылового госпиталя. / ФОТО из фондов Старочеркасского музея-заповедника
Впоследствии он напишет об этих мужественных женщинах: «Горжусь тем, что руководил их благословенной деятельностью». Вместе с сестрами Крестовоздвиженской и Никольской общин в Крыму работали сердобольные вдовы. Крымская война отличалась большим числом потерь и распространением эпидемий. В госпиталях свирепствовал тиф, поражая раненых бойцов. Жертвами болезни становились и сестры милосердия.
В 1867 году в России появилось Общество попечения о больных и раненых – впоследствии его переименуют в Российское общество Красного Креста. Именно в рамках этой организации появляется множество новых общин: в Европейской России, в Сибири, на Дальнем Востоке и на Кавказе. Перед Первой мировой войной общее число таких объединений Красного Креста достигало 112, а всего в России действовала 121 община.
Звание сестры милосердия было почетным, а требования к претенденткам выдвигались очень строгие. Вступить в общину могла женщина возрастом от 18 до 40 лет, обученная грамоте и не имеющая серьезных проблем со здоровьем. Прежде чем стать сестрой милосердия, необходимо было пройти двухгодичное обучение и успешно сдать экзамены.
О нелегком труде сестер милосердия, об их мужестве и самопожертвовании рассказывает новая выставка, открывшаяся в Старочеркасском музее-заповеднике. На выставке «От аптекаря до лекаря» представлен фрагмент интерьера тылового госпиталя времен Первой мировой войны. Большая светлая комната с белым балдахином. В углу икона «Господь Вседержитель». Именно этой иконе молились об исцелении в болезни, об избавлении от греховных мыслей, о спасении от происков врагов, о победе в сражениях за правое дело.
В комнате простая мебель: деревянная тумбочка, металлическая кровать. На тумбочке находятся лекарства, медицинский шприц, большое красное яблоко (гостинец для скорейшего выздоровления). На кровати лежит раненый, с перебинтованной головой, рядом сестра милосердия.
Она только что сделала перевязку, собирает окровавленные бинты, попутно утешает бойца добрыми словами. Будничная картина для госпиталя, где женщины не только оказывали профессиональную помощь страдающим, но и делились с ними своим душевным теплом, вниманием, заботой, которые в тяжелые минуты стоили многого.
В одной из витрин представлены сундучок медицинской сестры нач. ХХ в. и традиционнаяформа сестры милосердия нач. ХХ в.: белые пелерина, фартук, косынка. Коричневые, серые, голубые сестринские платья стали для них «второй кожей». Требование «всегда и при всех обстоятельствах работать в форме» было наполнено глубоким внутренним содержанием и не являлось формальностью.
Форма дисциплинировала, позволяла в госпиталях и в полевых условиях быстро находить персонал. Цвет и фасон различались в разных общинах. В Крестовоздвиженской были приняты коричневые платья с пелеринами, белыми манжетами, белые чепцы и фартуки с карманами. В Марфо-Мариинской – хлопчатобумажные платья серого цвета по будням, белого – в воскресные и праздничные дни, белые манжеты, белый платок. После появления в России Красного Креста в сестринскую форму вошел символ организации – красный крест на белом фоне. Форму запрещалось надевать для похода в театр, кино, на концерты и «всякого рода публичные увеселения и зрелища». Также не допускалось сочетание одежды сестры милосердия с не относящимися к ней элементами гардероба и украшениями. Форма менялась в разное время в разных общинах, но ношение ее было обязательно по уставу.

Открытка «Взгляд сестрицы-утешенье. После жаркого сраженья» начало ХХ в. / ФОТО из фондов Старочеркасского музея-заповедника
Сестры милосердия, «белые голубки», «ангелы в белых платочках», «ангелы милосердия» и просто «сестрички». Эти женщины защищали раненых на полях сражений, выносили их на себе, помогали врачам во время операций, ухаживали за больными в госпиталях, медсанбатах, санитарных поездах, утешали и ободряли воинов.
Для многих жителей дореволюционной России сестры милосердия были символом сострадания и любви к ближнему.
В годы Первой мировой войны в России насчитывалось более 40 тысяч сестер милосердия, их труду посвящали стихи и песни, а солдаты уже после выписки отправляли своим спасительницам письма со словами благодарности.
Образ сестер милосердия получил отражение в литературе конца XIX – начале XX вв. В большинстве произведений деятельность сестер воспринималась как христианский путь служения и высокий гражданский долг. Подтверждением является стихотворение «Сестры милосердия» князя Владимира Палей, двоюродного брата императора Николая II.
Сестры милосердия
Сестры милосердия, ангелы земные,
Добрые и кроткие, грустные немного,
Вы, бальзам пролившие на сердца больные,
Вы, подруги светлые, данные от Бога.
Вам – благословение, сестры душ усталых,
Розаны расцветшие, там, на поле битвы,
И в крестов сиянии, ярко-ярко алых,
Тихо принимавшие раненых молитвы…
Июнь 1915, Крым
Е.А. Каклюгина, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!