И они сражались за Победу: посвящается самым преданным и верным – четверолапым
Новость в рубрике: Защита ОтечестваСовсем недавно я потеряла своего любимого четвероногого друга, таксу по кличке Сильвестр. И когда меня пригласили в ДК «Молодежный» на открытый показ документального фильма «Собаки – истребители танков», я решила, что пойду, но сам фильм смотреть не буду. Слишком тяжелое это испытание. Решила, что поговорю со зрителями, с создателями фильма, на том дело и закончится…
Ночь перед показом прошла волнительно. Не спалось. Перечитала много разных рассказов про собак-помощников, плавно перешла к собачьим приютам. В общем, тему изучила. Поэтому сознательно шла на просмотр с пониманием того, что будет.
22 января в Доме культуры «Молодежный» я побывала на открытом показе документального фильма «Собаки – истребители танков» в рамках городского историко-патриотического клуба «Я патриот!».
Сразу скажу, фильм идет 30 минут. 20 минут из которых зал плачет. Весь! Не стесняясь эмоций.
Редакция телеканала «Первый Ростовский» сняла документальный фильм «СИТ» с реконструкцией военных событий. Это первый в истории кинематографа фильм о собаках – истребителях танков, которые приняли активное участие в обороне Ростова-на-Дону в июне 1942 года.
В фильме использованы рассекреченные документы о 3-й и 4-й ротах СИТ, которые хранятся в особых разделах Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации.
Фильм создан при активном участии Южного научного центра Российской академии наук, ветеранов военной службы, патриотов всех поколений, Главного управления Министерства внутренних дел России, военного музея школы № 49 города Ростова при поддержке банка «СБЕР».
Создатели фильма Марина Орлова – журналист, телеведущая, член Союза журналистов России, выпускница высшей школы кино и телевидения «Останкино», преподаватель Ростовской консерватории, шеф- редактор телепрограмм телеканала «Первый Ростовский», победитель всероссийских и региональных журналистских конкурсов, и Виктория Шубина – оператор, режиссер монтажа телеканала «Первый Ростовский», выпускница школы документального кино aRTel.doc.
Сегодня трудно представить, что когда-то животных учили служить и умирать.
История Центральной школы служебного собаководства СССР началась в 1924 году. Они начинали работу как небольшой питомник, но к 1939 году уже занимались подготовкой к 11 различным видам службы. Позже три направления перестали использоваться в связи с ненадобностью. Например, авиасигнальные собаки для указания направления посадки самолета. Как точно они должны были помочь самолету сесть, не ясно, но тот факт, что собаки готовились к такой службе, весьма интересен. За десять лет школа выпустила около 70 000 собак, многие из которых попали на фронт.
К началу войны собаки активно готовились по восьми направлениям. Самой трагичной страницей в истории военного использования собак стала их служба в роли подрывников. Примерно 7 000 – 9 000 животных были задействованы для подрыва танков. Одна такая собака могла уничтожить сразу несколько танков. Такая практика появилась из-за острого дефицита людей, техники и вооружения, приоритетом было спасение солдат и уничтожение врагов.
Из рассекреченных документов архива Министерства обороны следует, что военные служебные собаки являлись видом боевой техники. Примерно так же, как и бронетанковые войска. Но за собаками должен был быть уход для того, чтобы обеспечивать их работоспособность. Поэтому на военную служебную подготовку брали не всех собак. Осенью 1941 года на Дону появилась необходимость в большом количестве собак для различных видов службы. И сторожевая служба, и санитарная. Но особый упор был сделан именно на собак – истребителей танков.
Был издан приказ, согласно которому необходимо по всем населенным пунктам собрать собак, по большей части породистых. На эту службу привлекались крепкие здоровые животные – как немецкие овчарки, доберманы, так и метисы с устойчивой психикой, сильные и ловкие.
21 июля 1942 года усилиями тысяч жителей Дона и Ростова-на-Дону при поддержке воинов из Калмыкии был создан Ростовский оборонительный рубеж. По огромной дуге, сначала от Кудрючки через Новочеркасск и по высокому левому берегу речки Тузлов до села Генеральское, затем на юг, в сторону нижней Левенцовки, Синявки, балки Глубокая Чалтырьская, балки Каменная, в 115 км. Для прорыва это-го рубежа немцы бросили сил столько, сколько не было брошено в 1941 году ни на Ленинград, ни на Москву.
Открыть ворота Кавказа они пробовали в 1941 году, не получилось! Именно под Ростовом первый нокаут, который немного отрезвил Гитлера и заставил вычистить команду из генералов групп армий Юг. Это первая на-ша стратегическая победа. И когда наши временно отступали с 22 июня по 30 ноября, боевой дух у бойцов начал падать. И тут вдруг Ростов! Немцы на 50 км отброшены, горы разбитой техники! Черчилль тогда написал: «Ростов вписан золотыми буквами, ибо здесь Красная Армия впервые заставила немцев отступить». На что Сталин сделал поправку «Драпать».
От командира первой роты собак – истребителей танков старшего лейтенанта Кокора, командиру 9-го армейского отряда собак – истребителей танков майору Акишину «боевое донесение. «Утром 21 июля 1942 года последовала первая танковая атака противника в составе до 150 танков, но рота собак не применялась, так как атака была отбита нашей артиллерией. К 11 часам 21 июля 1942 года последовала вторая танковая атака. Четыре средних танка вышли в участок обороны первого взвода и были атакованы собаками и обстреляны артиллерией. В результате чего все четыре были выведены из строя. При осмотре вечером 21 июля оказалось, что все вражеские машины имеют пробоины от снарядов и подорваны собаками. Поскольку собаки шли под движущиеся танки, имею основание заключить, что уничтожили их собаки. И лишь потом добивала их артиллерия. Старший лейтенант Кокора. 29 сентября 1942 года».
Собака была боевой единицей Красной Армии, но рядом с собакой всегда был кинолог, инструктор. И подготовка этих кинологов сначала велась по обычной программе истребителей танков. Потому что каждый из этих бойцов должен был быть готов во всеоружии встретить противника. Когда подрывался собакой танк и он начинал гореть, следом шли другие танки, и тогда навстречу им вставали уже люди.
Речь идет о создании комсомольско-молодежных подразделений истребителей танков. Истребителями танков должны были встать самые смелые и решительные люди, и это, как правило, была молодежь.
В документе указан год рождения бойцов истребительных батальонов, везде стоит одна дата – 1924 год.
Как заставить псину под лязгающий и рычащий двигатель и гремящий броней танк, пыхтящий, коптящий, стреляющий, броситься под него. Кто владеет машиной, тот знает, что такое клиренс (расстояние между землей и днищем машины), и вот в эту не очень широкую щель собака должна попасть и подорвать эту машину. А для этого их тренировали по три месяца. После нескольких дней таких тренировок собака понимает, что там – еда. Когда она спокойно прыгает под танк за едой, усложняют задачу. Теперь танк двигается, рычит – и снова собаку приучают. После этого взрывы и так далее. Ровно через месяц – последний этап. На собаку надевают бандаж с двумя карманами по бокам, в каждом кармане – по шесть килограмм взрывчатки. И сверху – штыревой взрыватель. Если заряд поставили на взвод, при ударе штырь ломается и срабатывает детонатор, и 12 кг тротила пробивает днище танка, а там снаряды уложены, и все взрывается.
Какую же технику использовали для тренировки собак – истребителей танков? В первую очередь, это были трактора и, конечно, танки. Поскольку необходимость в танках была большая, то во время боевых действий на фронте командиры подразделений просили выделить им хотя бы один трофейный танк на ходу, для того чтобы можно было тренировать собак в боевых условиях.
«Кроме того, прошу ходатайствовать перед отделом УАБТВ от отпуске отряду хотя бы одного трофейного танка для дальнейшей подготовки и тренировки собак, а отделом ГСМ об отпуске горючего, так как на сегодняшний день отряд горючего не имеет и собак готовить не на чем. Для политического обеспечения и руководства с группой лейтенанта Калинина выехал секретарь комсомольского бюро отряда младший политрук Кисель».
Обстановка была тяжелая, боевой техники для тренировок не хватало, поэтому иногда во время тренировок пускали под трактор, под танк сразу по две – три собаки, что нередко приводило к их гибели. В результате в документах мы читаем, что «собак необходимо пускать во время тренировок под движущийся танк только по одной».
Тяжело представить, что чувствовали военные кинологи в Великую Отечественную войну, когда отправляли собак под танк. За долгий путь дрессировки, ты сливаешься с собакой, становишься одним целым. И самое сложное – ты, глядя собаке в глаза, понимаешь, что ей придется погибнуть. Что ты ее отправишь на это задание. Собака-то не знает, что ее ждет, она-то тебе доверяет. Получается, ты как будто предаешь друга. Ты говоришь человеку, пойди – умри, но выполни задание. И человек осознает, что он должен сделать. Собака – нет. Собака понимает, что это твой хозяин, что он ее всегда защитит, а здесь хозяин отправляет ее на задание в один конец. И я просто не могу представить, как тяжело было людям дальше работать со следующей собакой.
В тех сложных военных условиях уход за собакой был очень тщательный. Определялись точные нормы питания – 400 грамм конины, в зависимости от военной обстановки, 600 или 400 граммов доброкачественной крупы. Обязательно в питание входили овощи, корнеплоды. Поить собак нужно было не менее трех раз в день – утром, вечером, после специальной подготовки в 14-00 часов. Собак вычесывали каждый день 20 минут специальными щетками, и даже после приема пищи нужно было протирать им мордочки специальной тряпочкой.
22 июля в районе старого поселения, армянского села Чалтырь, дали свой первый и последний бой собаки – истребители танков. Это была трагическая ситуация. Моряки, 4 000 штыков со стрелковым оружием, решали задачи, которые решает дивизия из 12 000 человек, и командующий армией Александр Рыжов издал приказ: моряков отвести на вторую линию обороны, а вперед поставить стрелковую дивизию. Но по многим обстоятельствам смена морпехов на пехоту вовремя не состоялась.
И получилось так, что тыл и артиллерия, морпехи отошли уже в Ростов оборонять тыловой рубеж. Конечно, 250 танков проломили оборону 68-й отдельной морской бригады Шаповалова и стали их окружать, прижимать к лысому бугру Чалтыря. И тогда, чтобы спасти от уничтожения полосатые тельняшки (они свою задачу выполнили на Миусе еще в марте 1942 года, где стоит известный якорь-памятник), командир отдал приказ: «4-ю роту, 56 собак, в бой!».
«От командира 1-й роты старшего лейтенанта Кокора командиру 9-го армейского отряда СИТ майору Акишину. Боевое донесение. К 11-00 утра 22 июля 1942 года внезапно появились танки противника возле хутора Ленинаван со стороны дороги Ростов – Султан Салы, то есть с тыла. Мне было приказано задержать движение противника, для того чтобы дать возможность вывести полки из создавшегося положения. 2-й взвод был выдвинут лицом к Ростову и занял оборону поперек дороги Ростов – Чалырь, 300 – 400 метров южнее противотанкового рва. 3-й взвод занял оборону в отроге балки и частично расположенных выше дотах и дзотах. 4-й взвод занял правый фланг обороны, использовав траншеи и хода сообщений. Я находился с 4-м взводом. Менее чем через час танки в количестве 82 при двух бронемашинах двинулись в нашем направлении с целью захватить шоссе Ростов – Чалтырь.
Первым принял бой 2-й взвод. Пустивший и подорвавший четыре тяжелых танка, идущих во главе развернутого строя. Танки, видимо, узнав, что здесь нет артиллерии, шли на малой скорости, изредка простреливая подозрительные объекты. Первыми пустили собак старшего сержанта Генкало (в последствии ранен и эвакуирован), сержанта Машкевича (в последствии убит) и красноармейцев Старикова и Викентеева. Последующее замешательство противника и нарушение строя танков было использовано для пуска собак 3-м и 4-м взводами. В течение трех – четырех минут я насчитал 28 взрывов. Старший лейтенант Кокора. 29 сентября 1942 год».
Когда эту команду дали, и собаки бросились вперед, у немцев уже был опыт боя с собаками, поэтому они открыли шквальный огонь из всех возможных видов оружия. Много собак погибло, но половина добежала. Танковая атака сорвалась. Моряки были спасены и отошли на рубеж. И двое суток обороняли Ростов-на-Дону. От собак осталась только память и горькие слезы их боевых товарищей-кинологов.
Информацию о собаках – истребителях танков приходится собирать буквально по крупицам. Ее нет или катастрофически мало. Сейчас рассекречиваются документы из архива Министерства обороны – вся информация о таких защитниках находилась под грифом «секретно».
Спустя 80 лет мы все еще помним собак, которые тянули раненых из-под огня, искали мины и подрывали танки. Они не знали, что умрут. Они просто верили человеку и слушали его команды. Они часто были безымянными героями, чья преданность не знала границ. Их не награждали медалями, о них редко писали в газетах.
Экран погас. А зрители сидели, притихшие и удрученные. Тяжелый фильм. Очень. И вроде бы пора уже уходить, но осталось что-то незавершенное, что-то такое, что требовало продолжить встречу. И тут на сцену вышли создатели фильма.
– Ребята, задавайте, пожалуйста, вопросы!
И только тогда зрители зааплодировали! Стоя! И куча вопросов. «А танк в кино настоящий? А где вы его взяли? А вы на нем катались? А собака из фильма жива? А как ее зовут? А где снимали? А собака, правда, не боялась взрывов во время съемки? А чья она? А взрывы были настоящие? А вам было страшно снимать кино?»
Вот на такое мероприятие я недавно сходила. Вот на таком мероприятии побывали учащиеся аксайских школ. Я специально задержалась и послушала разговоры ребят в фойе. И вы не представляете, каких прекрасных и добрых детей мы растим. Сколько эмоций, боли, переживаний в их голосах.
Сколько сочувствия тем кинологам из кино. Сколько рассуждений о сегодняшнем положении дел и развитии военного оснащения.
И в очередной раз хотелось бы поблагодарить всех сотрудников ДК «Молодежный» за их неоценимый вклад в развитие патриотического воспитания детей и молодежи Аксайского района, за любовь к Родине и приверженность высоким моральным принципам и духовно-нравственным ценностям.
Елена РЕЗНИЧЕНКО






























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!