В каждом русском сердце ты, моя Москва…
Новость в рубрике: Ветераны, Даты5 декабря – 81-я годовщина начала наступательной операции в битве за Москву. В истории войн много насчитывается сражений, когда противник, уверенный в себе, ставит амбициозные цели, но плохо знает реальную обстановку, не умеет оценить последствия задуманного, и в итоге терпит крах. Такова была битва за Москву, сорвавшая гитлеровский план «молниеносной» войны против СССР, ознаменовавшая решительный поворот в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны в целом.
Операция по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун» началась 30 сентября 1941 года. Первый, оборонительный, период длился до 5 декабря, после этого советские войска перешли в контрнаступление, который продолжался до 30 апреля 1942 года. День 5 декабря объявлен Днем воинской славы России.
В Московской битве, как и во всех остальных сражениях Великой Отечественной, принимали участие и аксайчане. В книгах воспоминаний бывших фронтовиков, которые редакция выпустила совместно с районным Советом ветеранов при поддержке Администрации района – всего таких сборников за период с 2000 по 2010 год вышло пять – помещены очерки об этих людях, рассказы о боевых эпизодах. Полистаем же страницы этих сборников. Ну, хотя бы последнего, «Живи в веках, великая Победа!», изданного к 55-й годовщине Победы, в 2010 году.
Поколение сороковых, воспитанное на героических примерах литературы и кинематографа, во всем старалось быть похожим на своих кумиров. Высокий патриотический настрой был явлением массовым. Впрочем, тогда таких слов не произносили, все происходило проще, само собой. Проще и страшнее…
Рассказывает Александр Тихонович Демьяненко, житель станицы Мишкинской: «Направили нас, выпускников Урюпинского военного училища, в город Слуцк, 90 километров южнее Минска. Прибыли к месту назначения 21 июня, год уже был 1941-й. А утром известие – война!».
В общем, стал последний мирный день лейтенанта-пехотинца первым днем его военной биографии. Было ему в ту пору всего двадцать лет. За плечами – четыре года учебы, мирная крестьянская жизнь. А впереди… «Отступали наши части с границы почти до самого Подмосковья. С боями, с потерями. И мы с ними. Стояла задача не пропустить врага к столице. А он напирал, был лучше вооружен. Политруки рассказывали: Гитлер по радио заявил, что Красная Армия разбита и уже никогда не восстановит свои силы. Но рано он радовался. Именно под Тулой-то и был остановлен натиск танковой армии Гудериана. Но нас тогда переформировали и перебросили под Калугу, дальше освобождать временно оккупированные территории. На дворе уже была зима…»
Линия контрнаступления наших войск охватила свыше тысячи километров. Но столицу надо было отстоять, и в короткие сроки немцы были отброшены на 100 – 350 километров.
Молодой командир роты, а потом комбат 878-го танкового полка 290-й дивизии 50-й армии А.Т. Демьяненко был участником первого серьезного поражения гитлеровских войск во Второй мировой войне, и это была битва за Москву. В феврале 1942-го получил Александр Тихонович ранение, долго лечился, а после был комиссован.
Кто-то был танкистом, кто-то политруком, помогал организовывать эвакуацию на восток столичных ценностей. Как Иван Иванович Кулинич, о котором написала заслуженный учитель школы РФ Н.М. Голотина.
«В сентябре 1941 г. И.И. Кулинич был впервые ранен. Московский госпиталь, а далее Московское военно-политическое училище, 130-я особая Московская стрелковая дивизия, оборона Москвы… С введением в Москве осадного положения была создана бригада по контролю за эвакуацией столичных ценностей на восток страны. В нее был зачислен и младший политрук И.И. Кулинич. Как нужна была эта бригада! Горе, отчаяние, растерянность бросили сотни тысяч людей к вокзалам, на шоссе. На улицах, площадях – сплошной поток. Немецкие снаряды переворачивали землю сантиметр за сантиметром, всюду носился пепел от сжигаемых бумаг… Были и такие, кто «потрошил» магазины и брошенные чужие квартиры, и тут тоже надо было поддерживать порядок.
В первых числах ноября разнеслась радостная весть: параду на Красной площади быть! Воинская часть И.И. Кулинича выстраивалась квадратами на Красной площади, готовясь пройти строем, но участвовать в параде ей не пришлось, часть срочно направили на Калининское направление, там она оказались нужнее. Но слова Сталина, сказанные на параде, услышал каждый боец, где бы он ни сражался: «Пусть вдохновляет вас мужественный образ наших предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»
Но оборона Москвы – это не только бои на подступах, ближних и дальних, это и работа в тылу, на предприятиях, ведь промышленность не останавливалась. Семен Петрович Юрьев, приехавший по комсомольской путевке в 50-е годы в Ростовскую область поднимать целину, рассказывал: «Накануне Великой Отечественной, в 1940 году, я окончил в Тамбове фабрично-заводское училище. Всю нашу группу направили на работу в Москву, на завод имени Горбунова. Я был слесарем-клепальщиком. Жили в бараках, расположенных у Москвы-реки, питались в заводской столовой. Когда началась война, работать приходилось по 12 часов. Немецкая авиация часто совершала налеты на Москву. По сигналу «Тревога!» надо было подниматься на крыши цехов и тушить зажигательные бомбы. Так продолжалось до декабря 1941 года. Потом завод прекратил работу, а нас отправили домой, в село Юрьево Тамбовской области, нести службу на постах ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь), обучив за короткое время распознавать по звуку и силуэтам вражеские самолеты.
Страшной была операция «Тайфун». Только на первом этапе, который начался 30 сентября, в окружение попало пять наших армий, 600 тысяч человек (данные сайта «История России. СССР»).Вот как писала о том периоде аксайчанка Клавдия Васильевна Медведева:
«Родилась я в 1924 году в деревне Соболевка Сухинического района Смоленской области. В мае 1941 года окончила второй курс педагогического училища и приехала домой на каникулы, помочь маме, отдохнуть. И вдруг – 22 июня! Началась война! Очень тяжело пришлось нашей армии в первые дни войны. Немцы имели большое превосходство, они стремились к Москве. Наша армия героически сражалась, но остановить наступление не удалось. Отступали. В тылу немецких войск в белорусских и брянских лесах действовали наши партизанские отряды, они помогали громить фашистов. Немцы зверски уничтожали все на своем пути, сжигали деревни вместе с жителями, расстреливали и вешали ни в чем не повинных людей. После поражения немецких войск под Москвой в декабре 1941 года начались бои и в нашей деревне. Теперь отступали уже немцы, бросая оружие, бежали на запад. Вскоре бои стихли, и мы увидели наших солдат. Они шли пешком, бодрые, у всех автоматы. Мы, жители, были счастливы, что пришли наши освободители, угощали их, кто чем мог…»
И вот из таких коротких рассказов складывается картина положения на фронте и в тылу в тот тяжелый период осени и начала зимы 1941 года. А еще есть карты, фотографии, наградные документы, книги, фильмы, архивы – документы эпохи. Нет, нельзя забывать прошлое! Это наша история, незабываемая и героическая, и она помогает нам верить в то, что наше дело правое, победа всегда будет за нами.
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!