Гимназия № 3 города Аксая отмечает 135-летний юбилей
Новость в рубрике: Избранное, Образование, ЮбилеиВ течение года под руководством преподавателя истории, выпускника гимназии, Игоря
Александровича Бендера собирали материал об истории гимназии. Побывали в Аксайском военно-историческом музее, изучили материалы Аксайского городского архива и Государственного архива Ростовской области, Президентской библиотеки, Центра документации новейшей истории России, разыскали фотографии из семейных архивов жителей Аксая и работников гимназии. В итоге была издана книга об истории школы.
Учебное заведение берет свое начало от церковно-приходской школы, которая открылась в 1889 году. Преподавали в ней священнослужители.
«Школа стала одноклассной, в ней учились всего два года и изучали минимальное количество предметов: письмо, арифметику, чтение, церковное пение, а также Закон Божий, который считался главным и самым сложным предметом.
Учебники родители покупали сами, а школьной формы не было. …Очень быстро новая школа становится образцовой, то есть лучшей в станице, благодаря чему в 1896 году Совету школы (так тогда называлась школьная администрация) разрешают расширить курс и открыть двуклассную церковно-учительскую школу», – говорится в книге. В учебном заведении стали изучать историю и церковнославянский язык. Кроме этого, открыли учительские курсы. По окончании их выпускники могли работать учителями.
К школе был пристроен флигель, приобретено еще одно здание, в котором разместились ученическая столовая, спальни для детей, квартира для учителя. До наших дней помещение не сохранилось.
Двуклассная школа была крупнейшей в области, в ней работали пятеро учителей и обучались 81 ученик. Обучение длилось четыре года. С 1905 года его срок увеличился до пяти лет, был введен выпускной экзамен.
Трудные времена для образовательного учреждения настали в 1914 году, во время начала Первой русской революции. Учебное заведение не закрылось, в его помещениях разместился госпиталь для раненных солдат. Ученики и прихожане Успенского храма ухаживали за фронтовиками.
В 1918 году образовательное учреждение стало светским. А 1 сентября 1919 года в Аксае открылась четырехлетняя школа имени Розы Люксембург. Первым директором был назначен Дмитрий Федорович Петров. К детям пришли новые учителя.
Из программы обучения убрали церковное пение, церковный язык, историю и Закон Божий и добавили географию, геологию, биологию, физику, обществознание, литературу, иностранный язык, рисование, музыку, физическое воспитание.
Дети учились в непростых условиях: без учебников, в неотапливаемом помещении. Учителя часто менялись. Пионеры участвовали в субботниках, помогали пожилым людям, наводили в школе порядок. За добрые дела ученикам вручили знамя и награды.
В 1920-м году здание школы было разрушено, во время Гражданской войны дети учились в помещении, в котором располагалась столовая.
В 1923 году здание начали восстанавливать. Дети помогали, как могли, работая рядом со взрослыми. Они выносили мусор, красили двери и окна, сажали деревья. Первого сентября открылось новое учебное заведение, которое назвали «Школа имени Коммунистического интернационала молодежи». Ученики стали называть себя кимовцами. В 1929 году образовательное учреждение окончили первые кимовцы, получив аттестаты о полном среднем образовании.
В 1930-е годы директором школы был назначен Михаил Васильевич Верескунов. В это время школе доверили обучать взрослое население. Уроки для аксайчан, в том числе и пожилых людей, проводили старшеклассники.
В 1938 году учебное заведение возглавила Мария Антоновна Нефедова. В школе ввели трудовое воспитание. После уроков дети шли на работу, заработную плату перечисляли в школьный фонд.
Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты оккупировали станицу Аксайскую, часть уроков отменили. Учителя ушли на фронт добровольцами, а старшеклассники – в подпольную разведку. Они передавали данные о перемещении немцев по станице. Многие школьники тогда погибли. Были и те, кого фашисты угнали на работу в Германию.
В 1942 году враги наблюдали из школы за верхней частью станицы. Во внутреннем дворе стояли танки, дула которых были направлены в окна классов. В здании не было тепла и электричества. Не было тетрадей, а учебников – единицы. Несмотря ни на что учеба продолжалась. После войны здание учебного заведения пришлось восстанавливать.
В 1947 году школа стала называться «Неполная средняя семилетняя школа № 1». Первые этажи здания заняла воинская часть, ученикам и педагогам пришлось потесниться. Кабинетов катастрофически не хватало, в классах находилось от 35 до 42 детей. Местные власти решили этот вопрос, передав учебному заведению два здания. В одно из них перевели начальную школу. Небольшой одноэтажный белый дом и сейчас располагается на улице Советской (в то время – улица Ленина). Авторы книги обращают внимание читателей на то, что до революции здесь располагалось женское училище при Успенской церкви.
В 50-е годы прошлого века школа продолжала развиваться. Ученики и педагоги находили способ заработать деньги на проведение новогодних праздников. Главная елка располагалась в коридоре на первом этаже. Школьники готовили представление, а педагоги пекли угощения, которые Дед Мороз и Снегурочка вручали детям.
Летом во дворе школы сажали подсолнухи, семечки которых потом продавали местным жителям.
В 1955 году директором образовательного учреждения стала Варвара Захаровна Гвоздева. В эти годы количество учеников стало расти, не хватало помещений для организации учебного процесса.
Начался капитальный ремонт школы и одновременно строительство двухэтажного здания во дворе школы. На входе во внутреннем дворе школы установили памятник пионерам.
В свободное от учебы время школьники занимались в кружках. В пионерской комнате располагался музей, в котором разместилась пионерская атрибутика, сделанные своими руками плакаты и стенды о Героях Советского Союза, об известных выпускниках школы. Здесь располагался и портрет Николая Дмитриевича Гулаева, одного из самых знаменитых летчиков Великой Отечественной войны, Героя Советского союза.
Пионеры вели большую общественную работу. Они высаживали деревья во внутреннем дворе школы, вдоль переулков Короткого и улицы Чапаева. Ребята собирали макулатуру и металлолом.
В 1961 году учебное заведение вновь было переименовано. Теперь это была «Неполная восьмилетняя школа № 3».
Интересно, что в школе с царских времен не было столовой, а в буфете продавалась выпечка. Ученики любили бегать на перемене в маленький магазинчик, расположенный на перекрестке улиц Чапаева и Ленина (ныне Советская). Здесь ребята стояли в очереди, чтобы купить вкусные пончики за восемь копеек.
В воспоминаниях выпускников остались незабываемые дни, проведенные на полях совхоза «Ольгинский». Ученики отправлялись туда пешком, весь день работали, а вечером пели песни у костра, играли на свежем воздухе в подвижные игры, ночевали в палатках. А утром также пешком возвращались в Аксай.
Количество учеников продолжало расти, кабинетов по-прежнему не хватало, к тому же школа хотела вернуть себе статус полной средней. Без нужного количества учебных классов это сделать было невозможно.
В 1963 году школа выбрала нового директора. Им стал Иван Григорьевич Павлуненко. Через два года он возглавил районное Управление образования.
Руководить учебным заведением стал Михаил Илларионович Иванча. При нем началось строительство нового трехэтажного здания. Теперь у учреждения образования появился свой спортзал. Здесь стали проводить уроки физкультуры и все значимые мероприятия: смотры строевой песни, День пионерии, праздник красной гвоздики, отмечали День рождения В.И. Ленина и другие.
В новой пристройке появились кабинеты химии и физики – первые специализированные классы, куда могли входить только старшеклассники. Но как же хотелось попасть в эти таинственные помещения другим ребятам! Они постоянно пытались проникнуть в крыло, чтобы увидеть новые кабинеты.
Перемены в школе проходили весело. Во дворе поставили теннисные столы, оборудовали футбольное поле. После звонка детвора спешила играть в настольный теннис и футбол. Кто-то умудрялся играть на булочки из буфета.
В 1968 году школа, наконец, собрала под одной крышей учеников, которые учились в разных зданиях, удаленных друг от друга. А через год, по приглашению ребят и педагогов, в школу приехал почетный гость, дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев. Встреча состоялась в преддверии пятидесятилетия СССР и пионерской организации.
Жизнь школы по-прежнему была насыщенной. Дети с увлечением учились, посещали кружки по интересам, ходили с педагогами в кинотеатр «Родина», проводили литературные вечера, устраивали осенний и весенний балы, готовили концерты, организовывали танцы. Ребята наводили порядок в классах, осенью работали в совхозе, отправлялись в трудовой лагерь на берег Дона. Все заработанные деньги шли на общешкольные нужды: закупали горны и барабаны, музыкальные инструменты (в образовательном учреждении был вокально-инструментальный ансамбль).
В 1972 году лучшие выпускники и ученики школы участвовали в парадном шествии трудовых коллективов, посвященном юбилею Советского Союза.
Через год восьмилетняя школа стала, наконец, средней. Теперь ученики могли окончить десять классов и поступить в высшее учебное заведение. В эти годы происходила частая смена директоров школы. В 1974 году был назначен Владимир Александрович Савостин, через два года – Тимофей Иванович Белоусов.
В то время в классах училось по 40 человек. По-прежнему не хватало кабинетов. Уроки шли в две смены. Вечерние занятия заканчивались почти в 20 часов. Здание отапливалось печами, не хватало мощности электричества, не было гардеробных комнат, их пристроили позже. Весь многочисленный коллектив учебного заведения ждал переезда в новое здание, которое строилось на окраине города.Старшеклассники, родители и учителя, желая ускорить процесс, помогали освобождать кабинеты от строительного мусора, подносили стройматериалы бригаде. Школу строили десять лет.
Долгожданное заселение состоялось 2 января 1979 года. Учителей и учеников не остановил даже гололед, который сковал город после ледяного дождя. Все, кто мог, переносил вещи из старого здания в новое, поскольку машины, заказанные для перевозки школьного имущества, приехать не смогли. На следующий день вещи перевозили уже на транспорте. Работали с утра до позднего вечера, а порой и до следующего утра. В обустройстве новой школы принимали участие ученики, родители и педагоги. Мужчины собирали мебель, женщины вешали шторы.
В учебном заведении была введена кабинетная система. На классах появились таблички с названиями предметов. Школьные кабинеты были оборудованы по самым современным требованиям.
11 января школа распахнула свои двери. Ребята были в восторге от просторных помещений и больших окон. Вторая смена ушла в прошлое. Уроки начинались в девять часов, заканчивались в 14.
У учеников появились широкие возможности для развития талантов, количество кружков увеличилось. Появился даже кружок кинолюбителей. Дети учились устанавливать пленку на проявочный проектор. В актовом зале устраивали просмотры фильмов.
В кружке фотолюбителей учились снимать на фотоаппарат, проявлять пленку и печатать фотографии.
Благодаря этому сохранилось много снимков того времени. В школе был свой тир, в котором проходили занятия по начальной военной подготовке.
Педагогический коллектив в образовательном учреждении был силен не только профессиональными качествами, но и музыкальными талантами. Учительский хор выступал на всех праздниках. Школьники любили пикники в Мухиной балке, чай у костра и песни под гитару.
Торжественно проходили выпускные вечера, интересными были встречи с участниками войны в Афганистане, ветеранами Великой Отечественной войны.
В 1989 году директором школы был назначен Владимир Иванович Черноусов.
В 1991 году РСФСР стала Российской Федерацией. Пионерская организация перестала существовать, школьную форму отменили. Зато появились нулевые классы для детей шестилетнего возраста.
Невероятно, но факт. Для шестилеток выделили отдельный вход. Для них оборудовали классы и комнаты отдыха. Уроки длились 30 минут, а перемены – 20. Детей кормили завтраком, обедом и ужи- ном. У них был сон-час и прогулки на свежем воздухе. Через год ребят зачисляли в первый класс.
Очередные перемены в школу пришли в 1992 году, когда был принят закон «Об образовании». Не стало единой образовательной программы, в вузах появились платные места, за посещение кружков и секций нужно было платить деньги. Зато появились учебные комитеты, внутри которых существовали спортивное, учебное, трудовое, досуговое и другие направления. В классах появились ответственные за каждый сек- тор. Проводились заседания учкома, на которых подводились итоги работы, определялись победители в каждом направлении. Лучшим классам вручали на линейке переходящие вымпелы.
В обязанности учкома входила организация соревнований, конкурсов, смотров, рейды по сохранности школьных учебников и так далее.
В те годы еще существовал трудовой лагерь на базе совхоза «Реконструктор». Дети и учителя жили в двухэтажном здании на берегу пруда. Домой уезжали на полтора дня в субботу.
Новая жизнь диктовала свои требования. В 90-е годы начали появляться компьютеры. В школе № 3 сначала оборудовали один компьютерный класс, потом второй, стали преподавать информатику.
Время было трудное. Работникам образования задерживали заработную плату, отопление в школу почти не поступало. Педагоги и дети занимались в верхней одежде, старшеклассники после уроков подрабатывали, чтобы помочь семье. Несмотря ни на что, учебный процесс не прекращался, в актовом зале постоянно проходили различные мероприятия, шли показы кинофильмов. В 90-е годы стала снижаться успеваемость учеников, страдала дисциплина. Руководством школы было принято решение создать коррекционно-развивающую службу.
А еще образовательное учреждение стало сотрудничать с Донским Государственным техническим университетом, Ростовским институтом народного хозяйства. Старшеклассники могли углубленно изучать математику, физику, химию, обществознание под руководством преподавателей вузов. Принятые меры позволили повысить качество образования.
В 1998 году Юрий Иванович Черноусов занимает должность начальника Управления образования Администрации Аксайского района. Директором школы становится Тамара Марковна Полтавская.
В 1999 году на смену учкому пришло детское общественное объединение «Радуга». Его участники носили синие галстуки, руководителя можно было отличить по золотому галстуку. Появился новый кабинет под названием «лидерская», в котором проводились заседания детского объединения. «Радуга» практически всегда занимала призовые места на районных лидерских конкурсах.
В 2000-х годах в школе появляется «Адаптивная школа с экологически образовательной средой», которая была ориентирована на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учеников, полноценного обучения и развития детей с разным уровнем способностей, интересами. А в 2006 году педагогический коллектив школы с проектом «Гимназический контент в адаптивной школе» стал победителем в конкурсе грантов.
В 2001 году ученики школы впервые сдают пробный Единый государственный экзамен. С тех пор результаты государственной итоговой аттестации в школе № 3 остаются одними из самых высоких в Аксайском районе. Выпускники ежегодно поступают в высшие учебные заведения. В 2021 году четверо учеников гимназии впервые в истории Аксайского района получили 100 баллов по ЕГЭ.
Школа продолжает расти, увеличивается число учеников, приходят новые педагоги. Учителя применяют в образовательном процессе современные технологии, становятся участниками всевозможных конкурсов педагогического мастерства, участвуют в семинарах и практикумах. Отрадно, что каждый третий педагог учебного заведения – его выпускник.
Гордостью школы стали спортивные достижения учеников. С 2007 года рядом с учебным заведением возвели спортивный комплекс. В этом году произошло еще одно знаменательное событие: школе был присвоен статус гимназии. С этого момента в учебном заведении появились свои герб и гимн, начали формироваться новые традиции. Еще одним достижением стало присвоение в 2010 году школе имени дважды Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Гулаева.
Через два года в здании гимназии начался капитальный ремонт, который финансировался из средств федерального, областного и районного бюджетов. В общей сложности было потрачено 63 млн рублей. Существенную финансовую оказывали шефы гимназии – судоремонтный завод «Мидель».
Ни один ученик школы во время ремонта не получал знания в других учебных заведениях. Работы велись поочередно в разных частях здания. Через 11 месяцев ремонт был завершен. За это время был полностью обновлен фасад здания, отремонтированы все кабинеты, появились новые компьютеры, электронные доски. Территория вокруг гимназии была благоустроена. Коридоры и классы были оформлены в едином стиле.
В 2014 году был создан патриотический клуб «Рубеж». Ребята занимаются строевой подготовкой, стрельбой из пневматической винтовки, разборкой и сборкой автомата, изучают оказание первой доврачебной помощи и многое другое. В 2016 году члены патриотического клуба вступили в ряды юнармейского движения. В 2021 году юнармейскому отряду было присвоено имя дважды Героя Советского Союза Н.Д.Гулаева.
В 2014 году гимназия стала лауреатом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «100 лучших гимназий России». С 2016 года в гимназии реализуется проект по инклюзивному образованию. Здесь обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Необходимую помощь ребятам оказывает психолого-педагогическая служба.
В 2019 году директором школы была назначена Людмила Николаевна Флюта. В этом же году школа стала лауреатом всероссийского конкурса «Лучшее образовательное учреждение Российской Федерации – 2019». Два года назад гимназия стала лучшей инновационной организацией Российской Федерации, а Л.Н. Флюта вошла в список 100 лучших директоров России.
В школе создан отряд волонтеров «Чистые сердца». Учебное заведение участвует в реализации проекта «Билет в будущее», благодаря которому ученики получают знания о различных сферах профессиональной деятельности. Каждый год гимназия становится победителем муниципального и областного конкурса «Я в рабочие пойду», а также форума молодежного предпринимательства по защите бизнес-проектов, в игре «Город бизнеса». Ребята входят в тройку лидеров на олимпиаде по профориентации.
Обучаться с интересом гимназистам помогает образовательный центр «Точки роста», который открылся в школе в 2021 году.
Каждое время пишет свою историю, и гимназия гордится тем, что причастна к ее написанию. История продолжается!
К СЛОВУ
Современная история нашей страны связана с проведением специальной военной операции. Около десяти выпускников гимназии достойно защищают интересы страны в зоне проведения СВО. Один из выпускников гимназии, Евгений Карасев, совершил героический поступок, вывел из-под огня 26 человек и единицу техники. Указом Президента РФ он был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
1 Комментарий на "Гимназия № 3 города Аксая отмечает 135-летний юбилей"
Богатая история у учреждения. Моя дочь тоже здесь учится. Педпгоги не позволяют детям прохладно относиться к учебе.