В начальной школе на уроках литературного чтения большое внимание уделяется изучению произведений устного народного творчества
Новость в рубрике: Литературная гостинаяИзучать их начинают ребята с первого класса. Сначала малышей знакомят с малыми литературными формами, такими как загадки, потешки и небылицы. Особенный эмоциональный отклик у детей вызывают небылицы, забавные стихотворения, в которых правда искусно переплетена с выдумкой. Как правило, в них описываются события, которые в реальной жизни никак невозможны.
Для чего же нужны небылицы, и почему они так нравятся детям? Эти, на первый взгляд, нелепые и легкомысленные стишки невероятно полезны! Они развивают детскую фантазию, чувство юмора, способствуют расширению кругозора, тренируют память и внимание, оттачивают логическое мышление.
Судя по тому, что такой жанр, как небылицы, придуман очень давно, наши предки прекрасно знали об их пользе, ведь в такой игровой форме детям гораздо легче запоминать новую информацию и познавать закономерности окружающего мира. Свидетельство тому – множество сохранившихся народных небылиц.
Как правило, читая или слушая небылицы, дети реагируют очень эмоционально. Они смеются, отлично понимая всю нелепость содержания небылицы. Но одно дело – услышать или прочитать и совершенно другое – сочинить ее самому. Казалось бы, что может быть легче? Но это только кажется, что сочинить небылицу легко. На самом деле, это требует от ребенка серьезных творческих усилий и полета фантазии. А вот ученики начальной Аксайской школы № 2 попробовали! И вот что у них получилось.
У зверей переполох! Волк,
наверно, занемог
Он захрюкал, как свинья,
и запрыгал, как коза.
Даже белку напугал,
все орешки поклевал.
Весь иголками покрылся,
словно ежик закрутился.
Такую небылицу в стихотворной форме сочинила Лиза Сидоренко. Но сочинять стихи получается далеко не у всех, а небылицу придумать очень хочется! Вот и стали сочинять ребята небылицы в прозе.
«Мы поплыли на акуле на край света. Там одновременно светили солнце и луна. Нас пригласили в гости бабочки. Они угостили нас нектаром и сыграли нам рок, чтобы мы уснули», – сочинил знаток окружающего мира.
Маргарита Лаптева тоже, видимо, любит этот учебный предмет. У нее получилась такая небылица: «Все случилось поздно ночью, когда солнце ярко светило в небе. Два волка, поджав хвосты, удирали от зайца».
«Недавно я был в деревне. Вышел во двор и встретил кота и петуха. Кот играл на гитаре и пел песни, а петух танцевал. Курочки наблюдали и дружно аплодировали. Всем было весело!» – написал Максим Никонов.
Коты, вообще оказались самыми частыми героями ребячьих небылиц. «У кота Васьки живет девочка Люба. Он кормит ее молоком. Люба ловит мышей и мух. Васька ходит в первый класс», – такая небылица получилась у Насти Кужель.
А вот у Даши Гажан получилась небылица с элементами сказки. «Однажды девочка шла из школы домой и встретила воздушного кота. Он пел песни и ловил летучих мышей. Девочка угостила кота сладкой колбасой и фиолетовым молоком. Кот в ответ ласково прогавкал: «Спасибо!»
Самым знаменитым сочинителем небылиц был всем известный барон Мюнхгаузен. Имя этого персонажа уже давно стало нарицательным – так называют тех, кто явно приукрашивает свои истории и сочиняет те самые небылицы. Вот и наши юные мюнхгаузены теперь заняли достойное место в ряду фантазеров и романтиков, отправив в полет свою крылатую творческую мысль.
Светлана ЕФРЕМОВА
Отправить ответ
1 Комментарий на "В начальной школе на уроках литературного чтения большое внимание уделяется изучению произведений устного народного творчества"
как детям было весело, наверное. прекрасная идея таким образом расширять кругозор