Планов, как всегда, громадье
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», АПК, Достижения, Развитие экономикиНа вопрос о своей мечте директор схп «колхоз донской Г.А. Кротов ответил: «Чтобы хозяйство и после меня еще сто лет работало…». Георгий Анатольевич Кротов – руководитель, каких мало. И стаж, и опыт, и множество наград за успехи лично его и руководимых им хозяйств – все у него есть. На будущий год у Кротова юбилей, 75-летие, заметная веха, и вопрос о мечте показался тут уместным. Он и ответил в своем духе – спокойно и уверенно, будто давно к этому ответу готовился.
– А такое возможно? – засомневался корреспондент,– есть же устойчивое мнение о роли личности в истории. В данном случае – о личности руководителя.
– У меня иной подход: должна быть команда единомышленников. Сейчас она у нас есть, однако создать ее было не так просто.
Но о команде разговор будет впереди. Пока же – о самом директоре Г.А. Кротове.
Предыстория
Хозяйству, которым вот уже двадцать один год руководит Георгий Анатольевич, в девяностые годы, когда он сюда пришел, не везло с руководящими кадрами. Как и многим другим. Однако костяк, рабочие люди остались, это главное. Новый директор, принявший КСП «Майское» в декабре 1998 года с огромными долгами, в том числе по зарплате, с разбитой техникой и полной неопределенностью, что будет завтра, начал с наведения порядка. Добросовестным работникам – почет и уважение, лодырям и пьяницам – претензии вплоть до увольнения. Зарплату стали платить вовремя, систему материального поощрения разрабатывали в соответствии с законом и возможностями. Наладили ремонт техники, купили комбайн. Постепенно парк стал пополняться.
О машинах-механизмах Георгий Анатольевич может говорить бесконечно, потому что по первой специальности он технарь, после окончания ПТУ, тогда еще ремесленного училища, ремеслухи, как ее называли, два года работал токарем на НЭВЗе. Работал и учился, даже получил направление от завода в НПИ. Начал учебу – и тут-то понял: все-таки железки – не мое, надо уходить. Отец, всю жизнь трудившийся вместе с матерью на селе, а это был совхоз номер 10 под городом Шахты, одно из подсобных хозяйств треста «Ростовуголь», сказал ему тогда:
– Имей в виду, ты это направление получаешь от совхоза.
Отец видел сына продолжателем своей профессии. Правда, он был простым работягой, а сын пошел дальше.
В 1965 году поступил в ДСХИ, чтобы выучиться на зоотехника. Отслужил в армии, вернулся домой. Но там вакансии не было. Ему подсказали: есть свободное место главного зоотехника в совхозе «Пригородный» Аксайского района. Георгий Анатольевич там и проработал с 1972 по 1977 год. Уже в 1975-м удалось молодому главному зоотехнику вывести отрасль животноводства в число передовых, совхозу было присуждено переходящее Красное Знамя ЦК КПСС и премия в 10 тысяч рублей, по тем временам деньги немалые. Совхозу они пригодились.
Можно сказать, карьера молодого Кротова как началась с удачи, так и продолжается по сей день. Был избран в1975 году секретарем парткома совхоза «Пригородный», входившего в Ростовский трест «Овощепром», трест же являлся очень крупным производственным подразделением. Достаточно привести такое сравнение: только совхоз «Волгодонской овощной» Цимлянского района, куда был направлен Георгий Анатольевич директором, входивший в этот трест, имел орошаемых земель столько же, сколько имеет сегодня весь Аксайский район. Кротов и этот совхоз, став его директором, дважды выводил на первое место в области, даже был награжден автомашиной «Волга» ГАЗ-24, самой по тем временам лучшей, которой в свободной продаже просто не было, все автомобили вручались передовикам и вообще заслуженным людям.
С 1982 года Г.А. Кротова перевели директором в совхоз «Темерницкий», и он вернулся в Аксайский район. Старожилы помнят: этот совхоз тоже ходил при нем в передовых. Было в совхозе все: зерновые и овощи на местном стоке, молочное стадо и, главное, нетелиный комплекс, продававший в год до полутора тысяч голов породистых нетелей, снабжавший молодняком молочных коров всю округу.
А потом грянула перестройка и с ней ломка привычной плановой экономики, с заменой ее на то, о чем мы раньше только слышали – экономику рыночную. Нет, передовые формы организации труда, такие, как хозрасчет, аренда, уже внедрялись, но вот как работать без указки сверху, это было неясно.
Но не таким, как Кротов. Он уже научился работать сам, подбирать единомышленников, выбирать тактику, осваивать новое. Самостоятельность директора не пугала. За долгие годы пришлось ему испробовать себя в разных сферах. В лихие девяностые поработать в крупном рыбоводном предприятии, ЗАО «Казачка», а вскоре взять на прицеп обанкротивщееся к тому времени СПК «Майское», что в хуторе Черюмкин, в прошлом хозяйство многоотраслевое, но, в конце концов, выбравшее уже в наше время одну главную отрасль – ранние зерновые.
– Появится возможность и потребность осваивать что-то новое – освоим,– уверенно произносит Кротов.
Так вот, о самостоятельности. Что выращивать на полях и фермах? Директор эту задачу решил методом исключения. Чтобы заниматься животноводством, нужны выпаса, кормовые угодья, большие объемы производства, чтобы найти рынок сбыта. Ничего этого нет. Ранние овощи? Без переработки и начинать не стоит. Сад? Дело очень хлопотное, к тому же интенсивное садоводство требует больших площадей, чтобы уж потратиться – так не зря. Занимались ранней картошкой, и получалось, но пришлось отказаться по ряду объективных причин. По договору сотрудничества с наукой на полях «Донского» одно время выращивались семенные бобовые культуры. Но в конце концов, как и подавляющее большинство остальных хлеборобов Юга России, здесь пришли к производству озимых, в основном пшеницы. А также сеют ячмени, озимый и яровой, а остальные площади оставляют под другие сельскохозяйственные культуры, в том числе технические – рапс, лен, подсолнечник. Но основное – хлеб. Он пользуется спросом на мировом рынке, а это стабильный доход.
Заглянуть в завтра
В жаркие дни середины сентября директор сельхозпредприятия Георгий Анатольевич Кротов, сидя у себя в кабинете, отвлекается от беседы с корреспондентом, поднимает лицо навстречу своему заместителю по производству Андрею Викторовичу Кротову, и они говорят о производственных делах.
– Сеять? Подождем еще. Вот у меня несколько прогнозов погоды, сравниваем, кто когда обещает дождь. Бывает, числа совпадают, плюс-минус два дня. Дней за десять до обещанного дождя можно начинать, раньше или позже – рискованно, а то и просто опасно.
Кротов знает, о чем говорит. Вот уже который год его хозяйство ходит в передовиках. В этом трудном високосном году «Донской» тоже собрал две тысячи тонн ячменя и три тысячи тонн пшеницы. В следующем году надо собрать больше. С Андреем Викторовичем, который начинал в «Донском» агрономом, а сегодня Георгий Анатольевич видит в нем преемника, способного принять бразды правления хозяйством, если возникнет необходимость, они обсуждают особенности текущей подготовки полей под сев озимых культур. Директор в процесс не вмешивается, просто советует:
– Андрей, а может, лучше сделать так?
То есть инициатива за тобой, но к мнению старшего прислушивайся. А как тут не прислушаться? По первой профессии технарь, Георгий Анатольевич к железкам всю жизнь обращается «на ты».
Когда же встал вопрос – какую технику приобретать взамен морально и физически устаревшей советской, пришли к выводу, что альтернативы импортной нет. Поэтому приобрели средней мощности «ДжонДир», а впоследствии более мощный «Бюллер», оснастили их соответствующей почвообрабатывающей техникой и лучшей, на наш взгляд, универсальной сеялкой «Рапид» шведского производства. Это позволило резко улучшить качество и сроки проведения как посевных, так и уходных работ. И как результат – удвоить урожайность наших полей и практически на столько же производительность.
На сегодня ситуация меняется в пользу трактора «Кировец», производимого в Санкт-Петербурге, который конструктивно полностью изменен, теперь он не только не уступает, но кое в чем даже превосходит своих конкурентов: это качество работы, комфортность, стоимость технического обслуживания и ремонта, при тех же параметрах производительности и экономичности.
С комбайнами ситуация сложилась несколько иная. После изучения рынка приняли решение приобретать на смену устаревшим «Донам» не импортные, а российские комбайны «Торум». Доводы в их пользу: производительность, которая ничуть не превосходит импортный аналог «ДжонДир», по комфортности и экономичности то же самое; качество слегка уступает, но на сегодня и этот фактор практически сведен к нулю; цена: «ДжонДир» превосходит отечественную машину практически втрое, но «Торум» со стоимостью технического обслуживания и запчастей обходится в то же самое.
– В текущем году мы завершили уборку в течение десяти дней, намолотив при этом более пяти тысяч тонн ранних колосовых, то есть в среднем за день намолачивали по 500 тонн, – дает пояснения директор.
Так что и следующий комбайн будет «Торум». Самоходный опрыскиватель, кстати, тоже нашего производства, город Самара, пока претензий нет.
Теперь о команде и о мечте Кротова, чтобы руководимое хозяйство после него еще сто лет работало.
– Вот у нас главный инженер Виктор Анатольевич Будак, в декабре ему будет тридцать лет. Пришел к нам в 2013 году водителем, работал, во все вникал, мы его выучили в институте в Зернограде за счет хозяйства, доверили пост главного специалиста. Я всем говорю: кто хочет – учитесь, работу дадим, жильем обеспечим.
– Жильем – за чей счет? – встречный вопрос директору.
– За счет хозяйства, есть же в федеральной программе «Устойчивое развитие села» такой пункт. Соберу специалистов, чтобы просчитали цену вопроса. Или так: пусть жилье будет ведомственным, десять лет отработал в хозяйстве – оно твое. Есть же такая практика.
Г.А. Кротов ценит механизаторов, как старожилов этого хозяйства, так и приезжих, если они этого достойны. В его команде – сильный агроном, толковый инженер, всю жизнь работает с ним главный бухгалтер О.А. Садовникова. Да Кротов и без бухгалтера знает, что кредиты надо брать только в самом крайнем случае, только под самый низкий процент, а лучше вообще без них обходиться. Банки ответственных заемщиков ценят и при любой возможности идут навстречу. Специалисту в любой области, и в частности, в аграрной, который сформировался при экономике плановой, легче вписаться в новую формацию, экономику рыночную. Сын сельского жителя, как прежде говорили, колхозника, и своих родственников, в ком заметил божью искру, приобщает к работе на земле: племянника, родного внука. Учит, наставляет, надеется и даже уверен, что они его не подведут.
Хотя… это будет не так скоро, он и сам еще полон сил, а уж планов у Кротова, как всегда, громадье…
– В нашей левобережной зоне есть орошение, а используется оно слабо, – размышляет дальше, – мы вплотную занялись реконструкцией оросительной системы на своих землях, будем покупать широкозахватные поливальные машины. Соседи из «Ольгинского» и «Зернового» тоже этим занимаются. Земля способна дать больше, чем мы берем, значит, надо этим пользоваться!
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!