Личное подворье не тяготит
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», АПКИ в век цифровизации остается актуальной сказка о Крошечке Хаврошечке. Рисуя в уме картинки сельской жизни, любой человек обязательно представляет себе аккуратный домик, деревянный или выбеленный, при нем огород, сад и обязательно зеленый луг за околицей с пасущимися на нем коровами. Сегодня такую картинку в реальной жизни редко увидишь. И лугов все меньше, и возиться с буренкой охотников мало, благо, молочных продуктов в торговле, особенно сетевой, более чем достаточно.
Однако устойчивый спрос на домашнее молочко, творожок и сметанку держится. Горожане идут за ними на рынок, селяне – на соседнюю улицу. При встрече благодарят владелицу коровы, что кормит их экологически чистыми продуктами. Наш сегодняшний рассказ – об одной из таких женщин.
Выросла Любовь Васильевна в Мартыновском районе, в казачьем хуторе Ильинов. Детей в семье было двое, она и брат. Родители работали в совхозе: мама на ферме, отец на тракторе – и пахал, и сеял, и силос на ферму подвозил. Семья, как и многие другие. Дом у них был не то чтобы богатый, но все необходимое для жизни имелось, зарабатывали своим трудом. С тех самых детских лет девочка Люба приучилась ходить за коровой, доить ее, чистить, распознавать болезни, то же – и с телятами. Они болеют, как малые дети, и надо знать, чем лечить, к каким травам не подпускать, чтобы не отравились, так же, как малые дети, тянутся телятки к людям. Короче, пока девочка росла, она всю «домашнюю академию» освоила– не только с коровами, но и с птицей, с овцами, козами. Картошку, лук, морковку, а также яблоки и все остальное тоже не покупали, зимой и летом ели свое.
Школа в хуторе была неполная, после ее окончания Люба перешла в среднюю школу поселка Южный, это был один из промышленных поселков Мартыновского района, где базировались строители оросительной системы со всеми ее каналами и дюкерами, тогда ирригация на юго-востоке области набирала обороты. До областного центра из тех мест далековато, ближайшие города – Цимлянск и Волгодонск, куда можно было после окончания школы уехать на работу или учебу. Тем более, уже гремела в Волгодонске Всесоюзная ударная комсомольская стройка Атоммаш. Такие открывались перспективы!
Но бывают люди, которые спят и видят, как уедут далеко «за туманом и за запахом тайги», а бывают те, которые ни на что не променяют родимые места. Им тут хорошо, тепло, уютно, им земля силы придает. Потому что все в природе взаимосвязано! Роднит тех и других одно: и в дальних краях, и в родительском гнезде, чтобы чего-то добиться в жизни, надо много и упорно работать!
Люба, может быть, и уехала бы куда-нибудь учиться, да встретила парня – такой же, как она сама, все умеет, ко всему новому стремится, трудностей не боится. Крепко они друг другу понравились и решили пожениться. Создали семью: Андрей Павлович и Любовь Васильевна Ваничкины! Звучит? Еще как!
А было в ту пору Любе девятнадцать лет, совсем девчонка! Они с молодым мужем с помощью родителей купили домишко в том же хуторе Ильинов, сразу завели хозяйство: корову, птицу, огород. Потом пошли дети: в 1985-м родилась дочь Елена, в 1989-м сын Василий. А времена начинали меняться, уже набирала обороты перестройка, уже на подходе был новый Земельный кодекс, первый перестроечный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Казалось, не за горами богатая счастливая жизнь. Но Ваничкины, как люди обстоятельные, думающие, понимали, что синица в руках лучше журавля в небе. И продолжали работать, как прежде.
Подрастали сын и дочка, вот им оставаться в селе было ни к чему. Родители искали новое место жительства и нашли. В хуторе Черюмкин Аксайского района был у Андрея Павловича брат, и сельхозпредприятие здешнее работало, к 2000 году, к моменту переезда Ваничкиных это уже было СХПК «Колхоз Донской». Супруги не боялись никакой работы. Детям, конечно, здесь с первого дня понравилось: веселее, многолюднее, близко Ростов, а там есть что посмотреть, есть куда пойти, все-таки столица Юга России.
– Я работала и в поле,– рассказывает Любовь Васильевна, – и на птицефабрике, и везде, куда посылали. На покупку жилья, а это была половина типового особняка, взяли ссуду в колхозе. Конечно, с первых дней занялись и подсобным хозяйством.
– Хорошую удойную корову ведь трудно купить, тем более, в незнакомом месте? – спрашиваю.
– А мы корову у мамы оставили, забрали уже потом.
Так и жили: родители Любови Васильевны – в Мартыновском районе, она с мужем и детьми – в Аксайском. Дети подрастали, у них были свои интересы, но и работа по хозяйству ребят не тяготила. Сын Василий, как и многие деревенские пацаны, с детства тянулся к технике, выучился в Аксае на автомеханика, а кроме того, он и сварщик, и монтажник. Как отец, на все руки мастер. Живет с семьей в Азове.
Дочь Лена окончила в Ростове РИНХ, стала экономистом. Уезжать никуда не стала, работает в конторе СХПК «Колхоз Донской», растит с мужем двоих детей. Что интересно – младшая, Дашутка, ей четвертый год, как приходит к бабушке, так и бежит к буренкам. Поколение пепси, выросшее уже на гаджетах, живую корову вряд ли видело, только на упаковке продуктов в молочном отделе в «Магните», а Дашенька и погладит ее, и поговорит с ней. Не зря же в русских сказках домашние животные изображались одухотворенными. Несмотря на всю сегодняшнюю цифровизацию и информатизацию, буквально зачитана в Интернете, что называется, до дыр, «Крошечка Хаврошечка» – русская сказка о бедной девочке-сироте и доброй корове, которая ей во всем помогала. Мир вокруг – такой, каким ты его создашь для себя, словно учит сказка. За добро плати добром, имей терпение и трудолюбие…
Много воды утекло с тех пор, как девочка Люба только помогала маме ухаживать за животными и птицей. Вот уже больше двух десятков лет живет она в Черюмкине, вырастила детей, сейчас подрастают трое внуков, возрастом от трех до двенадцати лет…
Прежде чем писать о своей героине, договариваюсь о встрече: Созваниваюсь, слышу в ответ: «Сегодня не могу, много дел у меня, завтра тоже. Скорее всего, с понедельника». Когда мы встретились, Любовь Васильевна тоже предупредила сразу, что времени у нее только полчаса, доить коров пора. Спасибо, муж помог, оставил нас побеседовать, сам пошел в коровник с доильной посудой.
– И что же, не бывает у вас минут отдыха?– интересуюсь.
– Почему, бывает. Любим ходить в Дом культуры на праздники, на концерты. Ездим в город по делам. Да мы же еще не сказали, что есть у нас лошадь, муж Андрей Павлович – большой любитель, раньше он и в скачках участвовал. В последний год, правда, из-за пандемии все мероприятия были отменены…
…И еще пройдут годы. Разговоры о поддержке аграрного сектора не стихают, и в самом деле, хлеб мы выращиваем хороший, и много, но вот с животноводством хуже. Правда, есть коровы, птица и прочая живность у отдельных фермеров, в личных подсобных хозяйствах. Как у Ваничкиных. Гадаем: не случится ли так, что натуральную пищу заменят нам искусственной, ведь уже гуляют об этом сюжеты по Интернету и прочим СМИ.
– Будем надеяться, что этого не случится,– произносит Любовь Васильевна,– что корова-кормилица еще долго будет давать нам молочко.
Хочется добавить: пока будут жить на селе такие женщины, как она. И десятки, сотни таких же.
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!