Сотворить плоды покаяния
Новость в рубрике: Даты, РелигияНаблюдать за своей душою человек должен все время, особенно в великий пост Великий пост – важнейший и самый продолжительный из всех православных постов. Это период подготовки к самому большому празднику – дню Светлой Пасхи. Великий пост – это время отрешения от мирских дел и общения с Богом. Он предназначен для духовно-нравственной подготовки к празднованию Светлого Христова Воскресения. Готовя себя к Пасхе, мы очищаем тело и душу от того земного, что может помешать нам приблизиться к Небесному.
Накануне начала Великого поста, в Прощеное воскресенье, в храмах Русской православной церкви служат вечерню с Чином прощения. В Прощеное воскресенье нужно просить прощения в первую очередь у тех, кого вы, действительно, чем-то обидели. Но церковная традиция говорит о том, что мы просим прощения вообще у всех.
Если человек, который просит у вас прощения, ничем вас не обидел, все равно ответьте ему традиционно. Словами «Бог простит, и я прощаю» мы как бы авансом даем человеку понять, что никакая обида не сделает нас с ним врагами, что мы способны к прощению.
Хорошо быть готовым прощать заранее. Полезно просить прощения за что-то конкретное: с этим человеком когда-то грубо поговорил, когда-то не оказал помощи, мало уделил внимания.
Между покаянием перед Богом и покаянием друг перед другом много общего. Если просим прощения у ближнего, значит, обязательно принимаем решение стараться не повторять то, за что нас надо простить. Бывают случаи, когда необходимо «сотворить плоды покаяния», например, возместить причиненный ущерб. Или, если обидели либо оклеветали человека публично, публично же и объявить о своей неправоте. Самим прощать надо так, как хотим, чтобы нас прощал Господь.
Наступает время Великого поста. Входить в него нужно осознавая, что пост – это настоящая весна для души. Собственное исправление должно начаться с осознания своей греховности и доброго взирания на других людей, доброго отношения к ним.
Первая неделя Великого поста
Пост первой седмицы великой Четыредесятницы строже других по уставу. Богослужение первых дней Великого поста также более строгое, покаянное, менее торжественное.
С понедельника по четверг на великих повечериях читается Великий канон святого Андрея Критского. В каноне собраны и представлены многочисленные образы поста и покаяния, приводится множество примеров из Ветхого и Нового Заветов применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи.
Канон преподобного Андрея весь направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жизни. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен». «Благоутробен» – значит милостив и милосерд так, как Мать, которая всем существом своим жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.
Сам преподобный Андрей, архиепископ Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, так как до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. После этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость божественных книг. На четырнадцатом году жизни святой Андрей был приведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня.
Как возник Великий пост
В древние времена Крещение обычно совершалось в Пасху, поэтому пост перед Крещением являлся как раз предпасхальным постом. Но готовящиеся ко Крещению постились не обязательно 40 дней, а произвольное время.
Лишь к IV в. общепринятой традицией пощения (и в честь Страстей Господних, и для подготовки ко Крещению) стал 40-дневный пост, по примеру Христа Спасителя. Соблюдать такой пост призывали людей святитель Иоанн Златоуст, св. Иероним.
Святитель Амвросий Медиоланский в 380-е годы обращался к пастве со следующими словами: «Желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос: Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься! Рассуди же…, какой ты христианин, если пресыщаешься в то время, когда Христос за тебя алкал; услаждаешься, когда Он постился».
Как поститься
Весь Великий пост проводить без мясного и молочного. Первую и Крестопоклонную седмицы поста и Страстную проводить без рыбы. Не следить за нюансами Устава относительно масла, сухоядения – это к мирянам не относится.
Желательно на весь пост воздержаться от алкоголя (за исключением особых праздничных дней), телевизора, посещения увеселений.
Пост – это не только «переход с мясомолочной пищи на растительную», но и ограничение себя в еде. Можно объесться постной картошкой, можно проводить долгие часы на кухне, готовя вкусный и разнообразный постный стол, но все это как раз не соответствует подлинному пониманию поста.
Богомыслие – это необходимый элемент поста. Возьмите себе за правило ежедневно прочитывать жития святых этого дня. Можно дисциплинировать себя ежеутренним чтением, по одной главе, Евангелия (на другой год – Апостола) и целый день размышлять над прочитанным. Запретить себе на пост блуждание мыслей: в вагоне метро не читать рекламу, не слушать в автомобиле радио, дома не проводить время у телевизора. Пусть это будет духовное чтение или прослушивание духовных передач.
Наблюдать за душою человек должен все время. Однако особенно это касается поста, и вот по какой причине. Испытывая дискомфорт от постного воздержания, человек становится более раздражительным, придирчивым, ему труднее держать себя в рамках.
Поэтому пастыри с древнейших времен и поныне настоятельно советуют постящемуся человеку обратить внимание на свое поведение, отношение к ближним. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Вместе с телесным постом должен быть и душевный… При телесном посте чрево постится от пищи и питья, при душевном – душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы, мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия… Видишь, христианин, какой пост душевный?» (свт. Иоанн Златоуст).
Как начинать поститься
Во-первых, нужно помнить, что, если вы только приступаете к этому подвигу, вы можете вместе с духовником (или знакомым священником) определить для себя посильную меру поста. Соразмерять пост с силами – это подлинная православная традиция.
Если вы только начинаете поститься, лучше взять мягкую форму и выдержать ее. На следующий год вы можете поститься более строго.
Какой может быть эта мягкая форма поста? Воздерживаться от мяса. Молочные (преимущественно кисломолочные) продукты, яйца, рыбу – допускать. Соблюдать воздержание от алкоголя (за исключением особых дней и воскресений, в которые можно позволить себе послабление).
Если вы выдержите такой пост с помощью Божией, на следующий год приступайте к более строгому.
О послаблении в посте «любви ради»
Естественно, что постное воздержание никаким образом не должно отменять главную заповедь Божию – заповедь любви.
Бывает, что, посещая родственников, друзей, мы вынуждены вместе с ними вкушать пищу. Если своим отказом от скоромной пищи мы огорчим людей, которые ждали нас, готовились к встрече, то отказываться от предлагаемой еды не следует.
Каждый христианин должен руководствоваться принципом самостоятельного решения и в вопросе о нарушении поста в гостях. Выпить или нет, и сколько? Танцевать или нет?
Попросить добавки – кусочек мяса, салат или съесть положенное на тарелку и больше не подкладывать? Наконец, сколько есть? Ведь можно объесться и постными кушаньями.
Пост для детей
Пост для ребенка очень важен. Каким вырастет малыш? Будет ли он рабом своих желаний, или с детства, когда формируется душа, научится властвовать над желаниями, над хотениями? Это зависит от того, научился ли ребенок с детства от чего-то отказываться. Если для взрослого пост – время отказа от обильной, расслабляющей, жирной пищи, то для ребенка пост – это время сознательного и свободного отказа от вкусного и приятного: от развлечений, мороженого, телевизора и так далее.
Любой постившийся взрослый подтвердит, что настоящий пост дается с трудом, но несомненно и то, что воля постящегося закаляется в этом сознательном, пусть порой нелегком, противостоянии «хочу». Более того, мы чувствуем радость в душе от того, что смогли, получилось.
Такое воспитание воли необходимо и маленькому человеку. Он должен знать, что вместе со всей Церковью, как ее маленький представитель, он на какое-то время отказывается от того, что хочется, подчиняет себя дисциплине.
Но только отказываться от мяса, молока, творога и других продуктов, так необходимых ему для роста, формирования организма ребенка, не имеет смысла. Ребенок с большим удовольствием откажется от котлеты или творога, для него постом будет как раз другое: съесть все положенное мамой на тарелку!
В чем может заключаться пост для малыша? Как раз в том, чтобы он отказался от того, к чему прикипела душа, отказался от того, чего очень хочется. Желательно отказаться на время поста от телевизора, компьютерных игр, кинотеатров, посещения шоу, праздников.
Исключение можно сделать для воскресных дней, но и тут важно иметь меру.
Великий пост – это то время, когда мы можем заставить себя остановиться, прервать бесконечный, ежедневный бег, стряхнуть с себя оковы сна, духовно воспрять.
Екатерина Агеева, прихожанка Успенского храма
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!