Аксай и русская поэзия XIX века
Новость в рубрике: Культура, Литературная гостинаяМного интересного можно узнать о России, изучая историю родного города.
Поэтическая дуэль II
Вторая пара литературных дуэлянтов: поэт, прозаик, переводчик и драматург Н.В. Кукольник (1809 – 1868) и казачий артиллерийский офицер, в будущем полковник российского генштаба, а затем бригадный генерал армии северян в ходе гражданской войны в США И.В. Турчанинов (1822 – 1901).
В 25 лет Нестор Кукольник был на пике славы после премьеры драмы в стихах «Рука Всевышнего Отечество спасла», которую высоко оценил Николай I, император, кстати, был крестным отцом Нестора. Тут же появилась анонимная эпиграмма:
«Рука Всевышнего
три чуда совершила:
Отечество спасла,
Поэту ход дала
И Полевого задушила».
Журнал Н.А. Полевого «Московский телеграф» закрыли из-за критики пьесы Кукольника. А.С. Пушкин тоже не очень лестно отзывался о его творчестве: «Он Нестор именем, но Кукольник делами».
Нестор Кукольник был дружен с композитором Михаилом Глинкой и художником Карлом Брюлловым. Помните вокальный номер юмориста Владимира Винокура:
«Веселится и ликует
Весь народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле»?
Это «Попутная песня» – стихи Н.В. Кукольника, музыка М.И. Глинки, композиция стала любимым вокальным произведением многих певцов и входила в репертуар таких знаменитостей, как Шаляпин, Ведерников, Нестеренко и Хворостовский. Что-то еще из творческого наследия Нестора Кукольника вспомнят, наверное, только специалисты. А ведь при жизни Пушкина Кукольник был самым плодовитым и самым высокооплачиваемым автором в Российской империи. Он был очень требователен к творчеству современников. После премьеры пьесы «Ревизор» Н.В. Гоголя – кстати, соученика по Нежинской гимназии, Кукольник сказал: «А все-таки это фарс, недостойный искусства!». Признавая талант Пушкина, Кукольник считал, что «он не создал ничего значительного», потому что «легкомыслен и неглубок».
Зато выпив вина в компании поклонников, Нестор, по словам современников, произносил: «Кукольник велик! Кукольника потомство оценит!» Не оценили.
Права была его жена Амалия, которая уговорила Нестора пойти служить, ибо литературный доход ненадежен.
По долгу службы в военном министерстве Н.В. Кукольник часто ездил на Кавказ (Ставрополь, Тифлис) и, естественно, не мог миновать Аксайскую переправу. С 1846 по 1848 год он был прикомандирован к штабу Войска Донского в Новочеркасске. Именно в этот период (в 1847 году) Нестор Кукольник и написал стихотворение, которое нас интересует:
К Дону
Здорово, старый Дон, здорово, Дон унылый!
Как родина моя, ты стал мне свят и мил;
Я полюбил тебя из всей казачьей силы,
Твои печали все к душе своей привил.
Казацкая страшна была когда-то сила:
С своими лодками ты пенил Черный понт,
И кланялся тебе Азов и Трапезонт.
Но ты разбогател – и зависть страх сменила!
Уж не к тебе идут, а ты к ним на поклон!
Богат ты, старый Дон,и углем, и вином,
И рыбой всякою, и солью, и скотом.
Богат ты, старый царь Азовского поморья,
Тебе не надобно стороннего подспорья;
Богат, а сам в пыли лежишь!
Как у младенца, спит твоя простая совесть,
Бредешь ты нищенски про себя ворчишь
Геройских дел и бед страдальческую повесть,
Я вслушался в нее, запечатлел душой,
Ношу ее в себе и донесу потомкам…
Всплесни же, старый Дон, веселою волной,
Благословенье дай казачества обломкам.
Ведь ты пред смертию – твой час последний бьет!
Под орифламмою священных преимуществ
В грудь благородную граф Киселев воткнет
Меч государственных имуществ.
Не лишне уточнить, что к казачьему роду Нестор Кукольник отношения не имел, по отцу он карпатский русин. Граф Киселев был министром имуществ Российской империи. Слухи о дальнейших реформах, которые отнимут у донских жителей последние остатки их преимуществ, не подтвердились. Уже на следующий день после публичного прочтения стихов Нестору Васильевичу пришлось оправдываться перед наказным атаманом М.Г. Власовым, что стихи эти – следствие злоупотребления цимлянским вином, мол, бес попутал.
Обратимся к публикации профессора Данцева «Две дуэли»: «В то время Сухорукова уже не было в живых, и вызов к поэтическому поединку принял другой донской казак Иван Турчанинов. Он написал ответ, достойный сухоруковского. Стихи построены были по примеру Сухорукова, в форме обращения к автору вызывающего послания со стороны самого оскорбленного в нем Дона. В них – горделивое предупреждение:
Меня уродовать уж много приезжали;
Я всяким рад гостям, – что хочешь, то и ешь;
Но только дел моих священные скрижали
Двулезвенным ножом бесчувственно не режь!
В стихах содержалась непоколебимая убежденность в том, что должен появиться не пришлый, а местный поэт, «кровный бард», который на века прославит великую русскую реку. Утверждение оказалось пророческим. Настал день, и свое веское слово сказал о могучей реке и Донском крае Михаил Шолохов. Сказал убедительно, весомо, патриотично. Сказал так, что его услышали во всем мире».
Нашел в № 5 «Русского архива» за 1894 год заметку А.А. Карасева «Н.В. Кукольник на Дону». К сожалению, стихи И. Турчанинова там вообще не приводятся. Автор пишет, что они «неудобны для печати как по искаженности стиха и, в некоторых местах, смысла (что произошло по вине многочисленных переписчиков), так и, главнейше, по резкости теней, которую он наложил на отношения Петербургских властей к Донскому казачеству». То есть, по соображениям цензуры, что неудивительно: И.В. Турчанинов состоял в переписке с иммигрировавшим в Лондон А.И. Герценом, который, говоря современным языком, был диссидентом.
Хотя это не наша тема, но вкратце приведу его судьбу. Полковнику генштаба Турчанинову прочили блестящее будущее, но он с супругой Надеждой Дмитриевной, урожденной Львовой, сначала едет на лечение в Мариенбад (ныне курорт Марианске-Лазне, Чехия), а оттуда, по сути, бежит в Североамериканские Соединенные Штаты (то есть в США). По прибытии в 1856 году в Нью-Йорк Иван и Надежда решили сделать свои имена более привычными для американцев. Теперь их звали Джон Бейзил Турчин и Надин Турчин. Прежде всего, супруги занялись образованием: Иван окончил инженерный колледж, а Надежда – медицинский. В 1859-м семья переезжает в Чикаго, штат Иллинойс, который стал для них домом. Джон Бейзил Турчин писал в Лондон Герцену, что благодарен Америке хотя бы за то, что «…она помогла мне убить наповал барские предрассудки и низвела меня на степень обыкновенного смертного; …никакой труд для меня не страшен».
В 1861 году разразилась война Севера с Югом, в которой Турчины приняли активное участие. Воевали на стороне северян под командованием будущего президента Гранта – Иван Васильевич командовал полком, а потом бригадой, состоящей из четырех полков. Супруга была военным медиком.
Бригадный генерал Турчин оставил яркий след в военной истории США, выиграв важные сражения. Но после войны он не вписался в американскую действительность.
Разочарование в либеральных «идеалах» началось почти сразу же по приезде. Еще в 1859 году он писал Герцену: «…Мои заокеанские грезы были гораздо выше и чище пошлой действительности… Эта республика – рай для богатых, они здесь истинно независимы; самые страшные преступления и самые черные происки окупаются деньгами…»
Последние годы ему приходилось игрой на скрипке зарабатывать на еду, военной пенсии в 50 долларов не хватало. В 1901 году Джон Бейзил Турчин умер и был похоронен за федеральный счет на военном кладбище городка Маунт-Сити, штат Иллинойс. Через три года рядом с ним была похоронена его любимая и любящая супруга Надин, как военная медсестра.
Последние десять лет жизни Нестора Васильевича Кукольника прошли в Таганроге, он пытался добиться открытия в городе университета, но безуспешно. Заслуга Кукольника в том, что через Таганрог прошла железная дорога, общепризнанна, как и его вклад в изыскания о перспективах раз-вития Донбасса.
Вот такие интересные факты из жизни России можно узнать, изучая историю своего родного города. Хорошей, но, увы, единственной художественной иллюстрацией наших мест той эпохи является рисунок одного из братьев Чернецовых (Григория или Никанора), который называется «На Дону в Аксайской станице. 1837 г.».
Выходцы из семьи потомственных иконописцев городка Лух Костромской губернии, братья-художники упорным трудом и талантом добились известности в столице, стали академиками живописи, общались с В.А. Жуковским, Н.В. Кукольником, Д.В. Давыдовым, П.А. Вяземским.
С А.С. Пушкиным Чернецовых связывали если не дружеские, то совершенно приятельские отношения: в его кабинете висел пейзаж «Дарьяльское ущелье» работы Никанора, а на полях рукописи «Путешествие Онегина» был набросок профиля Григория. Чернецовы много путешествовали по России (Крым, Кавказ, Поволжье) и за рубежом, везде рисовали. Большинство работ братьев хранится в запасниках Русского музея, в том числе и этот рисунок. По просьбе В.Д. Гладченко с него была сделана художественная копия, которая выставлялась в 1999 году в экспозиции, посвященной 200-летию А.С. Пушкина, а сейчас находится в фондах АВИМ.
Юрий ТРУЩЕЛЕВ
Отправить ответ
2 Комментарий на "Аксай и русская поэзия XIX века"
Хочу поблагодарить редакцию газеты за очень интересную страницу, которая связана с историей и культурой Аксая. Отдельно огромная благодарность автору! Юрий Васильевич, статья сразу захватывает , берёт в плен своей новизной и в то же время актуальностью. Любовь к своей родине проявляется в деталях, в отношении к её наследию. Вы даже не представляете себе, насколько промываются мозги наших детей! Сколько приходится тратить времени, сил, привлекая особенные факты во время споров с молодым поколением, объясняя им, за что нужно и можно любить свою Родину. Спасибо Вам за то, что показываете, как с любовью к своему краю можно провести глубокие исследования. Кроме интересной информации в вашей статье есть и путь, по которому могут идти юные исследователи. Это пример архивной современной работы над исследованием. Я думаю, что статья станет интересной всем, кто так или иначе желает узнать больше о значимых фактах в истории Аксая,. Об Аксайской земле и её людях сказано уже много. Но тем интереснее открывать для себя ещё неизвестное. Надеюсь, что сотрудничество с Вами газеты принесёт много новых открытий. Признаюсь, статьи Ваши читаем всей семьёй всегда с большим удовольствием!
Надежда Петровна, спасибо Вам огромное! Когда встречаешь такое понимание, хочется работать с удвоенной энергией! Я также благодарен коллективу редакции газеты «Победа» и её руководителю Наталье Андреевне Лукиной — за возможность публиковать материалы по краеведению.