Особенные дети – особенный подход
Новость в рубрике: Депутаты, Донские Вести, Образование, СемьяОбеспечение горячим питанием детей с ОВЗ, обучающихся на дому, обсудили в донском парламенте. Депутаты предлагают решить проблему системно, на законодательном уровне.
В заседании «круглого стола» «Особенные дети – особенный подход. Практика обеспечения питанием», организованного комитетом Законодательного Собрания по образованию, приняли участие заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Л.Н. Тутова, депутаты регионального парламента, представители областных органов исполнительной власти, прокуратуры, муниципальных образований, общественных организаций. Собравшиеся обсудили особенности обеспечения бесплатным двухразовым горячим питанием детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как сообщила модератор встречи, председатель парламентского комитета по образованию С.А. Мананкина (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»), еще два года назад только 42 из 55 муниципальных образования области обеспечивали учеников с ОВЗ бесплатным двухразовым горячим питанием. Сегодня эту меру социальной поддержки предоставляют все донские города и районы.
Однако остается не до конца урегулированным вопрос обеспечения питанием тех детей, которые по состоянию здоровья получают образование на дому. В сентябре 2020 года депутаты приняли Областной закон, который позволил выплачивать компенсацию (от 2 700 до 3 250 рублей в месяц) семьям с такими детьми, получающими образование в школах-интернатах.
В большинстве муниципальных образований также были приняты решения о поддержке детей с ОВЗ, обучаемых учителями муниципальных школ на дому. Взамен школьного питания в натуральном виде семьи с такими детьми получают сухой паек или денежную компенсацию. Единственный муниципалитет, где этот вопрос так и не решен, город Шахты.
– За последний год ситуация изменилась коренным образом. Школьники с ОВЗ, обучающиеся на дому, практически во всех городах и районах области стали обеспечиваться либо сухим пайком, либо, что, на наш взгляд, является самым верным решением, денежной компенсацией. То есть родители могут сами распорядиться деньгами и купить именно то, что необходимо их ребенку по особенностям его здоровья.
Компенсационная выплата введена в 23 муниципалитетах, в остальных, за исключением города Шахты, семьям с детьми с ОВЗ предоставляют сухой паек, – сообщила С.А. Мананкина.
Однако остаются нерешенными проблемы, которые обсудили участники «круглого стола». Главная из них – неравномерность финансирования питания школьников с ОВЗ в разных муниципальных образованиях.
– Финансовое бремя по обеспечению питанием лежит на учредителе образовательной организации. Если это муниципальная школа, то средства должен выделить муниципалитет. Так гласит федеральный закон об образовании. В результате в одних территориях мы видим 20 рублей в день на питание одного ребенка, а в других – в разы больше. Так, конечно, быть не должно. Качество социальной поддержки не должно зависеть от места жительства семьи. При этом средств должно хватать, чтобы кормить детей в соответствии с СанПиН, то есть не менее 136 рублей на учащегося в день, – подчеркнула Светлана Александровна.
Добиться этого можно внесением изменений в областное законодательство, которые позволяет передать полномочия по социальной поддержке в виде бесплатного питания с областного уровня на муниципальный с финансированием, достаточным для исполнения переданного полномочия.
Проблема также может быть решена на федеральном уровне путем устранения противоречия между двумя федеральными законами – «Об образовании» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон об образовании называет льготное питание одной из форм социальной поддержки и требует его обеспечения от учредителя школы, то есть от муниципалитета. Согласно же другому закону, социальная поддержка полномочием местной власти не является, это зона ответственности региона, который может передать ее на местный уровень, но только сопроводив необходимыми деньгами.
Сегодня в образовательных учреждениях области обучаются 13 674 ребенка с ограниченными возможностями здоровья: в колледжах и техникумах – 221 учащийся, в областных школах-интернатах – более 5 000 детей (из них: 510 обучаются на дому), в муниципальных школах – 8 415 детей (2 231 – на дому).
В связи с этим участники «круглого стола» рекомендовали комитету по образованию подготовить обращение областного парламента к председателю Правительства РФ М.В. Мишустину о необходимости синхронизации двух федеральных законов – отраслевого закона об образования и закона о местном самоуправлении.
В ходе дискуссии также отмечалось, что организация питания детей с ОВЗ требует масштабного переоборудования школьных столовых, контроля за качеством продуктов и составом меню со стороны диетологов. Помощь в этом вопросе может оказать федеральный центр.
КОММЕНТАРИЙ
Л.Н. Тутова, заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке:
– В настоящее время во всех российских регионах проводится мониторинг состояния оборудования столовых в образовательных учреждениях. На заседаниях рабочей группы первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Г.Г. Онищенко неоднократно говорил о значительном увеличении нагрузки на школьные столовые. Поэтому на федеральном уровне рассматривается вопрос о разработке отдельной программы по модернизации школьных пищеблоков. Если она будет принята, это станет существенным подспорьем и нашему региону.
В марте 2021 года на заседании думского комитета по образованию рассмотрен в первом чтении проект федерального закона о школьной медицине. Согласно законопроекту в целях эффективной организации диетического питания школьников родители будут обязаны сообщать в образовательную организацию об особенностях здоровья ребенка.
Заседание «круглого стола» прошло в рамках реализации регионального проекта партии «Единая Россия» «Особенное детство».
Напомним, что его инициатором в 2017 году стал председатель Законодательного Собрания Ростовской области, секретарь регионального отделения партии А.В. ИЩЕНКО. Это областной проект, цель которого – объединить усилия органов власти, общественных организаций, специалистов, благотворителей для помощи семьям, где воспитываются дети с особенностями в развитии, устранить преграды в их естественной интеграции в жизнь общества.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!