Сохраним нашу историческую родину
Новость в рубрике: Даты, Культура, Развитие экономикиТаков Девиз Международного дня памятников и исторических мест, который отмечается ежегодно 18 апреля. В Аксайском районе, как и по всей стране, существует множество исторических мест и значимых памятников. Одним из них является Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник – крупнейший музейный комплекс на Юге России, включенный в туристические справочники ЮНЕСКО.
Старочеркасский музей известен и популярен, ежегодно его посещают более 110 тысяч человек. Расположен он в станице Старочеркасской и включает в себя заповедную территорию бывшего города Черкасска (центр станицы) площадью 62,88 га с более чем ста памятниками гражданской и культовой архитектуры. В состав музея входят также три охранные заповедные зоны: Аннинская крепость, Ратное урочище с Преображенской церковью и Монастырское урочище.
Одной из самых важных задач, стоящих перед сотрудниками Старочеркасского музея-заповедника, – сохранность памятников, как внешнего их вида в целом, так и сохранение истории для будущих поколений.
Даниловский бастион
В начале 2019 года в Старочеркасском музее-заповеднике открылась новая экспозиция под открытым небом «Даниловский бастион». Основная цель создания экспозиции – показать, как столица донских казаков обеспечивала защиту от внешних врагов, как строились русские крепостные сооружения первой половины XVIII века.
Черкасская крепость на острове имела семь бастионов к середине XVIII столетия. Все бастионы имели собственные названия и размеры. Со стороны Дона из камня были выстроены три бастиона: Ивановский, Донской, Даниловский. С северной стороны за городом – болотистая местность, поэтому здесь Черкасская крепость имела четыре деревянных бастиона: Андреевский, Алексеевский, Кумшатский и Мостовой.
Даниловский бастион – самый мощный из семи бастионов Черкасской крепости. Бастион получил свое название по имени инициатора его строительства, войскового атамана Данилы Ефремова.
История рода Ефремовых начинается на Дону с конца XVII века. Ефрем Петров, основатель славного атаманского рода, был московским купцом. Сын его Данила Ефремович родился в 1690 году.
Сведений о его матери, братьях или сестрах, к сожалению, нет. На службу Данил Ефремов пошел 14-летним юнцом в 1704 году. К 17 годам обучился грамоте. В январе 1707 году принимал участие в нападении на штаб-квартиру шведского короля Карла XII. Участвовал в ряде сражений Северной войны на территории Литвы, Украины, Белоруссии. В сентябре 1708 года под деревней Лесной молодой казак пленил шведского генерал-квартирмейстера и предъявил его самому Петру I.
В 1734 году Данил Ефремов вел дипломатические переговоры с калмыцким ханом Дондук-Омбою, намеревавшимся отказаться от подданства России и перейти под покровительство Турции. Ему удалось склонить калмыков к союзу с Россией.
В 1736 году калмыки были приведены к присяге. За это указом императрицы Анны Иоановны в марте 1738 года Данила Ефремов назначается войсковым атаманом. Со вступлением в должность войскового атамана Данила Ефремов, кроме своих дипломатических способностей, проявил также военные и административные.
По приказу Сената от 14 августа 1753 года он был пожалован военным чином генерал-майора и отошел от дел. В этом же году Елизавета Петровна своим указом назначила сына Данилы Ефремова – Степана Ефремова – войсковым атаманом. Но он во всем должен был советоваться со старым атаманом, то есть со своим отцом. Самостоятельным, полноценным хозяином Степан Ефремов становится после смерти отца в 1760 году. За год до смерти Данилу Ефремову присвоили чин тайного советника.
При правлении атамана Данилы Ефремова многое было сделано для благоустройства, укрепления и защиты столицы Войска Донского – города Черкасска. В 1741 году атаманом было решено со стороны Дона (южной стороны) строить каменную защитную стену, соединив между собой три бастиона: Ивановский, Донской, Даниловский.
Но, не поставив правительство в известность, самовольно начал строительные работы. Когда было сооружено 380 метров каменной стены, по доносу атаман был наказан и угодил на два года в Петропавловскую крепость Санкт-Петербурга.
В период следствия в 1744 году в Черкасске произошел страшный пожар. Сгорели все деревянные постройки, крепостные стены, погиб архив, войсковые клейноды. Сгорело и все внутреннее убранство Воскресенского собора. Атаман был оправдан и отпущен в этом же году на Дон восстанавливать город из пепелища. Несколько лет Данила занимался строительством. Он восстановил Черкасскую крепость, отремонтировал все церкви, открыл первое учебное заведение на Дону – Латинскую семинарию.
Атаману также разрешили достроить южный участок крепостной стены. В решении Военной коллегии по этому поводу было сказано: «Устроенную ими от турецкой стороны стену для укрепления от воды и набегов неприятеля достроить им, допустить только, как оная на чертеже показана, а больше того вокруг со стороны Российского каменного строения крепости накрепко запретить, а пристраивать к вышеупомянутой каменной стене вокруг деревом».
Даниловский бастион располагался в восточной части черкасского острова при развилке Дона и Протоки. До 40-х годов XVIII века он был деревянным, а в 1741 году отстроен в камне. Сложенный из мощного камня-ракушечника, Даниловский бастион имел две стены стреловидной формы: внешнюю высотой 4 м 56 см и внутреннюю, возвышавшуюся на 3 м 35 см. Толщина этих стен у основания соответственно равнялась 2 м 35 см и 1 м 60 см.
Внешняя стена юго-западного (правого) крыла Даниловского бастиона, по данным археолога З.А. Виткова, имеет длину 48 метров. Пространство между стенами было заполнено песком. Бастион имел систему водостоков, не позволяющих воде скапливаться в нем и разрушать стены. Две лестницы вели на верхнюю площадку бастиона.
На его вооружении находилось в разные годы до тридцати орудий. При раскопках было найдено 15 пушек (14 пушек в 1958 году и еще одна в 1972 году). Даниловский бастион является образцом русских крепостных сооружений первой половины XVIII века.
После образования крепости Димитрия Ростовского (1761 г.) и окончательного присоединения Азова к Российскому государству (1769 г.) Черкасск потерял значение как крепость. Его крепостные сооружения постепенно приходили в упадок, что отметил генерал-майор Александр Ригельман, побывавший в Черкасске в 70-х годах XVIII века.
В 2018 году из областного бюджета были выделены денежные средства в рамках реализации «дорожной карты» развития станицы Старочеркасской. На сохранившихся фундаментах самого мощного бастиона бывшего города Черкасска был возведен модуль крепостных стен с подиумами для крупногабаритных экспонатов – крепостных орудий – пушек XVII века, которые были найдены во время археологических раскопок на территории бастиона. Модули крепостных стен ограничивают пространство бастиона с юго-востока.
Нижний экспозиционный пояс включает в себя встроенные витрины, где представлены копии частей орудий и оружия периода XVIII века, плиты-панно с информацией о пяти столицах Войска Донского. На экспозиции установлена информационная стела «Черкасская крепость» с внутренним пространством для размещения мультимедийного оборудования. На ней разместилось художественное панно с планом Даниловского бастиона и портретом атамана Данилы Ефремова, основателя бастиона.
Напротив стелы, в створе крепостной стены, размещен центральный модуль с информацией и рельефной картой города Черкасска со всеми бастионами, выполненный методом чугунного литья. На территории экспозиции размещены флагштоки и информационная стойка с текстом о бастионе. Новшеством в экспозиции стало аудиосопровождение: звуковые эффекты идущего боя, казачьи песни. Украшают экспозицию каштановая аллея и декоративные насаждения.
Сотрудниками музея-заповедника составлен экскурсионный маршрут «Старый город Черкасск», рассказывающий об истории оборонительных сооружений города Черкасска в период середины XVIII века, и разработаны интерактивные культурно-образовательные мероприятия для детской аудитории «Казаки разбойники» и военно-патриотическое мероприятие «Сквозь года».
Посещая станицу Старочеркасскую и территорию Старочеркасского музея-заповедника, не раз убеждаешься, что история каждого памятника значима и интересна. Все памятники находятся под охраной Российской Федерации.
Монастырское урочище
На донской земле казачьи городки появились в середине XVI века. Первой столицей Войска Донского с момента его образования стал Верхний Раздорский городок (ныне станица Раздорская). С 1620 года казачьей столицей стал Монастырский городок, располагавшийся на правой стороне Дона между нынешним городом Аксаем и станицей Старочеркасской, хотя сам городок был построен около 1593 года. В 1610 году в городке жило много казаков. Они укрепили его, вооружили крепостными пушками. Здесь же находилась богатая часовня.
Весной 1637 года на Войсковом кругу в Монастырском городке казаки решили «идти на бусурман, взять Азов». 21 апреля 1637 года из Монастырского городка под предводительством атамана Михаила Татаринова казаки двинулись «конно и судовою ратью» к Азову. Азов был взят и с 1637 по 1642 год стал столицей Войска Донского. В 1642 году, после знаменитого Азовского осадного сидения, казаки вновь возвращаются в Монастырский городок. Это время отмечено в истории городка как самое кровавое.
Турки не смогли простить донским казакам взятие Азова и за «посрамление своего оружия под Азовом» весной 1644 года разорили Манычский и Черкасский городки и напали на Монастырский, но нападение было отбито.
Сделав выводы из этого неудачного нападения, турки превосходящими силами осенью 1644 года захватили Монастырский городок и уничтожили почти все население, городок полностью сожгли. Казаки не стали восстанавливать уничтоженный город, и с весны 1644 года донской столицей на долгие 160 лет становится Черкасский городок.
Петровская эпоха вдохнула новую жизнь в забытый казачий городок. В 1696 году, после взятия Азова, Петр I велел построить на месте Монастырского городка укрепление – транжемент. Кроме постоянного гарнизона, при транжементе всегда находился конный казачий полк, названный Азовским. В его обязанности входила разная служба: разведка, почтовые и таможенные дела.
Вскоре транжемент на Монастырском урочище, ввиду неудобств из-за ежегодных наводнений, был оставлен, и Монастырский городок опустел навсегда. Проезжавший здесь в 1774 году путешественник, академик П.П. Гильденштедт, писал: «От Аксая мы проехали верст шесть на восток до Монастырского ретранжемента.
Земляные валы теперь очень низки и почти незаметны, так что через них идет дорога. Внутри их видны могилы донских казаков, павших в битве с турками и татарами… И теперь еще священники из Черкасска ежегодно совершают здесь поминовение».
Прошли годы. В 1866 году, накануне 230-летия начала Азовской эпопеи, по инициативе священника Старочеркасского Воскресенского собора Григория Левицкого начался сбор средств на сооружение памятника-часовни на Монастырском урочище. Большую сумму на создание памятника отпустила войсковая казна, и 21 июня 1866 года состоялась его закладка.
Через год Покровская часовня на Монастырском урочище была торжественно освящена. Ежегодно, в первую субботу накануне 1 октября, здесь совершались панихиды. Эта дата была выбрана потому, что 27 сентября – День окончания Азовского осадного сидения.
И с этого времени место, где некогда стоял казачий Монастырский городок – столица Войска Донского, откуда казаки ушли «на Азов», стали называть Каплица. И до сих пор это название бытует среди местного населения.
Почему Каплица? По одной из версий, «каплица», согласно «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (1935 – 1940), – это небольшая часовня или божница. В
Архитектурном словаре «каплица» означает небольшую культовую постройку (которая в отличие от часовен может иметь алтарь), а в книге В.И. Плужникова «Термины российского архитектурного наследия» «каплица» – это обособленное небольшое помещение для молитв и религиозных обрядов. По другой версии это место получило такое название, потому что проект часовни на Монастырском урочище был сделан донским архитектором Антонио Кампиони.
И не зря этот мемориальный комплекс возник именно здесь, на Монастырском урочище, на берегу тихого Дона. Дон – река русской свободы и героических преданий. И слово «каплица», помимо архитектурного значения и памяти об архитекторе, стало символизировать «каплю крови», пролитую донскими казаками за веру, Дон и Отечество.
После Гражданской войны на Каплице появился еще один памятник: здесь были захоронены останки и белых, и красных казаков, погибших в бессмысленной братоубийственной Гражданской войне. В годы Великой Отечественной войны на Монастырском урочище появилась еще одна братская могила.
Здесь в октябре 1941 года были похоронены члены экипажа канонерской лодки «Ростов-Дон», которые погибли, выполняя поставленную перед ними задачу: поддержать своим огнем оборону Таганрога и вывести из города документы и ценности.
В 1974 году 9 Мая на Монастырском урочище был торжественно открыт памятник трем поколениям казаков, а на высокой стеле, вознесшейся у самого берега тихого Дона, выбиты три даты: 1641, 1920, 1941. Автором проекта стал архитектор И.В. Григор.
С 1992 года донским казачеством стала возрождаться традиция ежегодного проведения торжественной панихиды, для чего в 1999 году на Монастырском урочище, вблизи комплекса, был установлен восьмиконечный православный деревянный крест, ориентированный по оси запад – восток и предназначенный для проведения религиозных обрядов.
При большом стечении представителей Всевеликого войска Донского, местных жителей и духовенства было принято решение о необходимости воссоздания памятника-часовни на сохранившихся фундаментах, на прежнем месте.
Поскольку с момента создания Старочеркасского музея-заповедника Монастырское урочище становится охранной зоной, на заседании научного совета музея от 13 марта 2000 года было решено поддержать жителей Дона и обратиться в институт «Спецпроектреставрация» для разработки чертежей по воссозданию Покровской часовни. Разработка проектно-сметной документации и восстановление часовни Монастырского городка проходило в 2003 году. Уже практически через год работы успешно завершились.
В 2020 году была подготовлена проектно-сметная документация на благоустройство памятника культурного наследия «Монастырское урочище». Проект имеет историко-культурный потенциал и нацелен на сохранение объектов культурного наследия истории донских казаков, которые своими подвигами вписали много ярких страниц в историю России.
Сотрудники Старочеркасского музея-заповедника планируют составить экскурсионный маршрут, рассказывающий о подвигах трех поколений, захороненных на территории Монастырского урочища. Будут организованы интерактивные культурно-образовательные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание подрастающего поколения и сохранение культурно-нравственных, исторических ценностей.
Совместно с казаками Аксайского юрта также будет проводиться торжественная панихида по погибшим казакам. Планируется дальнейшее сотрудничество с волонтерами, представителями общественных организаций и казаками Аксайского юрта по проведению ежегодных субботников, направленных на сохранение культурного наследия.
В.И. Тимошенко, ученый секретарь
Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
1 Комментарий на "Сохраним нашу историческую родину"
Были с семьей в Старочеркасске недавно. Как же там красиво! Большая работа ведется сотрудниками музея по сохранению памяти.