Акцент – на воспитание
Новость в рубрике: ОбразованиеНовый федеральный образовательный стандарт призван обеспечить личностное развитие всех учащихся. Образование, как и все сферы нашей жизни, не стоит на месте. Оно постоянно развивается, идет в ногу со временем, подстраивается под стремительно меняющийся мир новых технологий. Учителя осваивают новые методы преподавания, внедряют цифровые технологии. Об основных векторах развития современного образования в России в целом и в Аксайском районе, в частности, мы поговорили с заместителем начальника Управления образования Администрации Аксайского района Н.А. Пастуховой.
– Наталья Анатольевна, сегодня век цифровых технологий. Без них не обходится ни одна сфера нашей жизни. Как они внедряются в образовательный процесс, какие возможности дают учителям, школьникам, родителям?
– В этом году Министерство просвещения разработало паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования». В состав проекта входит шесть стратегических инициатив, среди которых «Цифровой помощник ученика», «Цифровой помощник учителя», «Цифровая библиотека», «Цифровое портфолио ученика», «Цифровой помощник родителей» и другие.
Реализация проекта рассчитана на период с 2021 по 2030 год. Главная цель его состоит в том, чтобы школьники во всех регионах России имели доступ к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту. Очень важно понимать, что современное образование является доступной, качественной развивающей средой, в которой каждый ученик городской и сельской школы может получить достойное качественное образование.
Уже третий год в России и у нас в районе реализуется национальный проект «Образование». Мы о нем уже не раз говорили и писали, но теперь можно с полной уверенностью сказать, что национальный проект «Образование» вступил в свою силу, идет его поэтапная, системная реализация.
Подчеркну, что национальный проект ставит перед собой серьезную задачу, чтобы Россия вошла в десятку лучших стран мира по качеству современного образования. В свете реализации этого проекта уже в течение двух лет в школах области и района открываются так называемые «Точки роста» – центры цифрового и гуманитарного развития.
В прошлом году «Точки роста» были открыты в четырех школах района. В этом году они появились еще в шести образовательных учреждениях.
Эти же школы вошли в проект «Цифровая образовательная среда». «Точки роста» призваны создать условия для всестороннего развития ребят, их способностей, талантов и склонностей. Они рассчитаны на учеников с первого по 11-й класс. Конечно же, это, прежде всего, организация внеурочной деятельности и возможность опять-таки дать детям качественное доступное образование для всех категорий учащихся без исключения.
– Федеральные государственные образовательные стандарты существуют с 2010 года. Когда планируется их обновление?
– В июле этого года вступили в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты. Наш регион также вошел в число субъектов, которые будут реализовывать ФГОС в экспериментальном режиме. В числе пилотных площадок – 97 школ Донского края.
На сайте Министерства просвещения Российской Федерации в свете работы федеральной методической площадки «Календарь школы» летом был запущен открытый цифровой сервис по вопросам организационно-методического сопровождения «ФГОС-21».
Все педагоги, методисты, управленцы могут зайти на этот портал, ознакомиться с новыми стандартами. Также открыта площадка для консультации по различного рода помощи, методические материалы, программы, открыта «горячая линия» для вопросов педагогов и родителей. Федеральные стандарты призваны, в свою очередь, обеспечить всестороннее качественное создание условий для обучения и воспитания обучающихся.
В обновленных федеральных стандартах максимально сформированы конкретные требования по предметам всей школьной программы. Также ФГОС-21 призван обеспечивать личностное развитие учащихся, включая патриотическое, гражданское, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое и трудовое воспитание. В свою очередь, мы выделяем следующее важное направление – воспитание детей в современной школе.
Все мы прекрасно знаем, что воспитанию уделялось в советской школе огромное внимание. Существовала пионерская дружина, было развито тимуровское движение. Благодаря им ребята имели возможность реализовывать себя. На смену этим общественным объединениям пришли другие – юнармейские отряды, волонтерские центры.
Сейчас воспитание неотделимо от образовательного процесса, и этому уделяется большое внимание. Отныне воспитательная программа и планы воспитательной работы внесены в основную образовательную программу. И, конечно же, каждый учитель на своем уроке воспитывает ребенка без сомнения. В новом учебном году в школах нашей страны особое внимание будет уделено вопросам воспитания. Каждая школа разрабатывает и утверждает свою программу воспитания и размещает ее на сайте.
– Наталья Анатольевна, говоря о доступности качественного образования, нельзя не вспомнить детей с ограниченными возможностями здоровья.
– Последние годы мы уделяем образованию детей с ограниченными возможностями здоровья особое внимание. И здесь, безусловно, многое делается в нашем районе. Уже более 15 лет на базе первой школы существует класс «Особый ребенок», в котором работает опытный учитель, педагог с большой буквы Светлана Валентиновна Луговик.
В этом году СОШ № 1 г. Аксая заняла третье место в областном конкурсе «Лучшая инклюзивная школа». С этого года она будет районной стажировочной площадкой по реализации образовательной среды для детей с ОВЗ.
Ранее первая школа неоднократно представляла свой опыт на уровне области, России и сейчас в сфере реализации государственных образовательных стандартов и национального проекта «Образо-вание» эта проблема является приоритетной.
Кроме того, год назад на базе Аксайской средней школы № 4 открылся особый класс для детей с расстройством аутистического спектра. В прошлом учебном году он проработал в экспериментальном режиме. В этом году такие классы открылись во многих школах области, у нас уже есть некоторый опыт работы с такими детьми. В этом направлении также активно работал детский сад «Калинка».
Дети с расстройством аутистического спектра ходили в это дошкольное образовательное учреждение, а потом они продолжили обучение в школе № 4, где с такими детками работают опытные педагоги, тьюторы, психологи и логопеды. И, конечно же, мы реализуем главную цель – создание доступной и качественной образовательной среды для всех.
– Это еще раз говорит о том, что в нашем районе работают профессиональные педагоги…
– Министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов на ежегодном августовском педсовете подчеркнул в своем выступлении, что учитель является ключевой фигурой для реализации всех основных инициатив, важных проектов образования. Без педагога, конечно же, невозможно никакое качество образования, и, без сомнения, учитель в приоритете для нас всегда был и будет. Мы сохраняем и бережем наш кадровый потенциал Аксайского района.
Хочется подчеркнуть, что у нас 76 процентов педагогов имеют высшую и первую квалификационную категории. 15 процентов наших педагогов – это молодые специалисты, которые приходят к нам каждый год. Мы многое делаем в районе для того, чтобы сохранить наши лучшие кадры.
Конечно, существует проблема профессионального выгорания. В современных условиях на учителей ложится большая нагрузка, в сельских школах по-прежнему учителей не хватает. Для решения этой проблемы в России и у нас в районе реализуется программа «Земский учитель».
Но, тем не менее, мы много делаем для того, чтобы наши педагоги достойно и качественно трудились в образовательных организациях района. В русле этого продолжается внедрение новых профессиональных стандартов, реализуется проект «Школа современного учителя».
Педагоги имеют возможность не только раз в три года проходить курсовую подготовку, но и участвовать в различных семинарах, вебинарах, мастер-классах, педагогических форумах. Сейчас благодаря различным цифровым платформам учителя могут не выходя из дома поучаствовать в вебинаре по интересующей проблеме. Так, в июле этого года в Аксайский район приезжал победитель конкурса «Учитель года России» Михаил Николаевич Гуров, он проводил мастер-класс для наших педагогов, делился опытом.
Только благодаря такому полноценному творческому и профессиональному общению, которое формирует единое образовательное пространство для педагогов в рамках реализации модели сетевого взаимодействия, наши учителя активно участвуют в творческих группах, на стажировочных площадках, что помогает им быть в постоянном творческом поиске, узнавать что-то новое и реализовывать основные направления современного образования.
Ксения ЩЕРБАКОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!