Белая лилия Сталинграда
Новость в рубрике: Ветераны, Даты, ИзбранноеЛидия Литвяк свою звезду Героя получила посмертно. В годы Второй мировой войны Советский Союз оказался единственной страной, где женщины выступали не только в обычной роли связисток и санитарок, но и регулярно сражались на передовой. Одна из них – Лидия Литвяк, ставшая самой результативной женщиной-пилотом, будучи и в числе самых молодых летчиц.
Увидев Лидию Литвяк без униформы, вряд ли можно было бы представить, что это воздушный ас. Хрупкая блондинка студенческого возраста заметно выделяется на фоне суровых лиц ветеранов воздушных боев. Однако она не просто побывала за штурвалом ЯКа. В то время как подавляющее большинство летчиков-истребителей не успевало сбить за свою карьеру ни одного самолета или сбить один-два, Литвяк добилась дюжины индивидуальных побед и нескольких групповых. Юная девушка отличалась агрессивным эффектным стилем воздушного боя и с полным правом вошла в элиту боевой авиации антигитлеровской коалиции.
Лидия Владимировна Литвяк с детства мечтала о небе: в 14 лет начала заниматься в аэроклубе, а спустя год совершила свой первый самостоятельный полет.
После окончания Херсонской авиационной школы летчиков-инструкторов работала в Калининском аэроклубе. Советский Союз отчаянно нуждался в кадрах, стране остро недоставало любых специалистов, так что опытный пилот ценился всегда, хотя бы и несовершеннолетняя девушка. К началу Великой Отечественной войны она успела подготовить более 40 летчиков.
Затем, желая встать грудью на защиту своей Родины, Лидия попросилась на фронт в боевые части. Однако тогда женщины не призывались для боевых вылетов, но именно в этот момент личное дело Литвяк попадает в руки одной из первых женщин, удостоенной звания Героя Советского Союза, М.М. Расковой. Благодаря Марине Михайловне были сформированы 587-й бомбардировочный, 588-й ночной бомбардировочный и 586-й истребительный женские полка.
Юная Лида была зачислена в последний авиаполк, для этого девушка тайком приписала себе недостающие сто часов полетов.
Впервые склонность к риску даже в обход приказаний в ней отметили еще во время обучения на авиабазе неподалеку от Энгельса. С одним из самолетов произошла авария, ему требовалось привезти запасной винт. Из-за метели полеты были запрещены.
Однако Лидия просто запрыгнула в кабину и полетела на место аварии без приказа и дозволения. Руководитель авиашколы объявил ей выговор, зато М.М. Раскова, присматривавшая за своей ученицей, заявила, что гордится ею.
Первый боевой вылет Л.В. Литвяк совершила в небе над Саратовом. В августе 1942 года в группе сбила немецкий бомбардировщик Ю-88. В сентябре была переведена в 437-й истребительный авиационный полк (287-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Юго-Восточный фронт). В это время полк выполнял боевые задачи под Сталинградом.
14 сентября Лидия Литвяк сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Летчиком немецкого истребителя оказался кавалер Рыцарского креста лейтенант Ганс Фусс, одержавший 30 воздушных побед. Чуть больше чем через неделю 20-летняя девушка повторила свой результат.
Во время Сталинградской битвы на капоте самолета Лидии была нарисована белая лилия, за которую летчица получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», а «Лилия» стала ее радиопозывным. 23 февраля 1943 года Лидия Литвяк получила свою первую боевую награду – орден Красной Звезды.
22 марта в районе Ростова-на-Дону участвовала в перехвате группы немецких бомбардировщиков. В ходе боя ей удалось сбить один самолет. Заметив шестерку Me-109, вступила с ними в неравный бой, давая своим боевым товарищам выполнить боевую задачу. В ходе боя была тяжело ранена, но сумела привести поврежденный самолет на аэродром.
После лечения была отправлена долечиваться домой, но через неделю снова была в полку.
5 мая 1943 года вылетела на сопровождение бомбардировщиков, в ходе боя сбила вражеский истребитель, еще один сбила через два дня.
В конце мая Лидия Литвяк сбила вражеский аэростат – корректировщик артиллерийского огня, который не могли сбить из-за сильного зенитного прикрытия. Она углубилась в тыл противника, а потом из глубины, зайдя против солнца, сбила аэростат. За эту победу она получила орден Красного Знамени.
В конце июля – начале августа 1943 шли тяжелые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе. 1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила четыре боевых вылета, в ходе которых сбила лично два самолета противника и один – в группе. Из четвертого вылета она не вернулась.
Радистка Анна Скоробогатова о пропаже Литвяк рассказывала: «Очень часто наши погибали буквально при посадке: ну, вот родной аэродром рядом… Расслабленность такая… А тут из-за тучки или со стороны солнца: вжик – и все. Поэтому говорили: при посадке будь внимателен до предела, не расслабляйся…
Я с ними держала связь. Они говорят: «Все тут, все благополучно!», но это не ее голос, а ведущего. А она была ведомой. И вдруг я слышу голос: «Я – «Чайка-5», я – «Чайка-5». Пошла в атаку!». Что такое? Я ослышалась? Я начала записывать.
Тихо. Вдруг слышу такой крик. Знаете – такой крик, надрывом: «Пошла!». И все. Она не вернулась…»
Несколько десятилетий Лидия считалась пропавшей без вести. В послевоенные годы однополчане продолжали вести поиски пропавшей летчицы. Найти удалось случайно в братской могиле в селе Дмитровка Шахтерского района Донецкой области. Ее останки были обнаружены местными мальчишками у хутора Кожевня и захоронены 29 июля 1969 года в братскую могилу в селе Дмитровка как «неизвестная летчица».
В 1971 году в ходе поисковых работ, проводимых поисковым отрядом 1-й школы города Красный Луч, установлено имя, увековеченное на месте захоронения в июле 1988 года.
В ноябре того же года приказом заместителя министра обороны СССР внесено изменение в 22-й пункт приказа Главного управления кадров от 16 сентября 1943 г. в отношении судьбы Литвяк: «Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 года».
5 мая 1990 года Президент СССР подписал указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза посмертно. Медаль «Золотая Звезда» № 11 616 была передана на хранение родственникам погибшей героини.
Судьба Лидии – это судьба всего ее поколения, великолепно одаренного природой – и принесшего себя в жертву.
Мария ПЕЧОРИНА
Отправить ответ
1 Комментарий на "Белая лилия Сталинграда"
Красивая, своенравная… Жаль, ее жизнь оборвалась так скоро!