Третье ратное поле
Новость в рубрике: Ветераны, Защита Отечества, Избранное, Культура31 июля 1943 года погиб в бою герой советского союза, участник Курской битвы П.е. Татаркин. 22 июня мы отметили скорбную дату – 80 лет с начала Великой Отечественной войны. 1 418 дней и ночей вся наша страна ценой неимоверных усилий сражалась и на фронте, и в тылу. Были и горечь поражений, и радость побед. За четыре года войны противоборствующие стороны провели бесчисленное количество сражений. Некоторые из них навечно вошли в военную историю как битвы, определившие исход самой страшной войны в истории человечества.
Историки выделяют пять ключевых сражений Великой Отечественной войны, каждое из которых приближало победу нашего народа над врагом – битва под Москвой (1941– 1942 гг.), Сталинградская битва (1942 – 1943 гг.), Курская битва (1943 г.), Белорусская наступательная операция (1944 г.), Берлинская операция (1945 г.).
Важнейшим событием всей Второй мировой войны стала битва на Курской дуге летом 1943 года. Победа Красной Армии под Сталинградом и ее последующее общее наступление зимой 1942 – 1943 гг. на огромном пространстве от Балтики до Черного моря подорвали военную мощь Германии. Курскую битву многие историки считают завершением коренного перелома в войне.
На центральном направлении на линии фронта образовался так называемый Курский выступ. Планы командования вермахта окружить и уничтожить советские войска на Курском выступе были разрушены. Красная Армия сама перешла в контрнаступление и нанесла тяжелое поражение противнику. В сражении под Курском было задействовано со стороны Германии около 900 тысяч человек, 1,5 тыс. танков, в том числе новейшие образцы «тигр» и «пантера», более двух тысяч самолетов. С советской стороны – более 1 млн человек, 3 400 танков и около трех тысяч самолетов.
Гитлеровское командование, желая вновь овладеть стратегической инициативой, разработало операцию «Цитадель» для прорыва и окружения Красной Армии в районе Курска.
Советское командование разгадало намерения врага и заблаговременно создало глубоко эшелонированную оборону. Начиная с марта, были вырыты тысячи километров окопов, сооружены тысячи огневых точек. Общая длина вырытых траншей и ходов сообщений равнялась расстоянию от Курска до Камчатки. Было создано несколько полос обороны, заминированы подходы к советским позициям, была даже построена новая железная дорога, чтобы поезда четко и в срок подвозили войска, технику и боеприпасы к передовой.
Глубина обороны достигала 100 километров.
Предполагалось, что советские войска первыми перейдут в наступление. Однако в середине апреля этот план был изменен. Ставка приняла решение измотать противника мощной обороной, затем перейти в контрнаступление и разгромить его ударные силы. Произошел редчайший в истории войн случай, когда сильнейшая сторона, владея стратегической инициативой, преднамеренно предпочла начать боевые действия не наступлением, а обороной. Развитие событий показало, что этот смелый замысел был абсолютно оправдан.
Из воспоминаний маршала А.М. Василевского: «…Советской военной разведке удалось своевременно вскрыть подготовку гитлеровской армии к крупному наступлению в районе Курского выступа с использованием в массовом масштабе новейшей танковой техники, а затем и установить время перехода противника в наступление. 8 апреля маршал Г.К. Жуков направил Верховному Главнокомандующему доклад с оценкой обстановки и соображениями о плане действий в районе Курского выступа, в котором отмечалось: «Переход наших войск в наступление в ближайшие дни с целью упреждения противника считаю нецелесообразным. Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танки, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончатель- но добьем основную группировку противника».
Перед самым стартом немецкого наступления по гитлеровским позициям был нанесен мощный упреждающий удар (артиллерийская контрподготовка), ослабивший первоначальную атакующую мощь противника. После артподготовки перешли в наступление немецкие танковые группы. Но они сразу же встретили достойный отпор и прочно завязли в оборонительных позициях Красной Армии. Немцы неоднократно пытались поменять направление удара, но это не поменяло конечного результата: медленное продвижение при огромных потерях в живой силе и танках. В итоге они были вынуждены к 12 июля перейти к обороне.
11 – 12 июля состоялось знаменитое сражение под Прохоровкой, которое считается самой масштабной битвой бронетехники в мировой истории. После этого немцы были в значительной степени обескровлены, потеряв свой атакующий потенциал. А советские резервы, наоборот, еще даже не вводились в дело и были готовы развернуть контрнаступление. И оно было начато – практически без пауз после окончания оборонительной фазы операции. Контрнаступление развернулось на фронте, превышавшем шестьсот километров, в него были брошены войска пяти фронтов. Немцев выбили с Орловского плацдарма, и они были вынуждены отступить на подготовленный заранее оборонительный рубеж «Хаген», расположенный восточнее Брянска.
Города Орел и Белгород были полностью освобождены от оккупантов 5 августа. По этому поводу по личному распоряжению Сталина в Москве был дан первый за все годы войны праздничный артиллерийский салют. Если Сталинград был началом коренного перелома во всей Второй мировой войне, то Курск – стал его блестящим завершением.
Под Курском в 169-й стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии воевал и наш земляк Петр Евпсифович Татаркин. С начала наступления советских войск под Курском 12 июля 1943 года батарея Татаркина сопровождала стрелковые подразделения полка непосредственно в боевых порядках и за первый день уничтожила пять огневых точек, около 200 гитлеровцев, разрушила два ДЗОТа, подавила огонь минометной батареи врага.
13 июля на позиции стрелкового батальона, которому были приданы артиллеристы, у села Озерна (Ульяновский район Калужской области) противник организовал массированную контратаку силами до двух батальонов. Гитлеровцем удалось окружить батальон и артиллерийскую батарею. Для советских подразделений создалось угрожающее положение. В критический момент боя старший лейтенант Татаркин, оставив у орудий по одному человеку, которые в упор с расстояния 15 – 20 метров расстреливали наступающие цепи врага, поднял остальных бойцов батареи в атаку. Вслед за артиллеристами в атаку поднялись и пехотинцы. В результате рукопашного боя противник потерял большое количество солдат и офицеров и вынужден был отступить. Татаркин в этом бою был ранен в руку, но от госпитализации отказался, продолжая руководить атакой батареи и прикрываемого батальона. В этом бою батарея П.Е. Татаркина артиллерийским огнем уничтожила около 75 фа-шистов, сам командир батареи в рукопашном бою уничтожил 27 солдат и офицеров врага.
В своем письме родным от 23 июля 1943 года он писал: «Здравствуйте, мама, Дуся и любимая дочь Аллочка. Сообщаю, что я жив-здоров, рука заживает. Бои идут жаркие, но мы все же продвигаемся вперед. Сегодня мы только своей частью заняли шесть населенных пунктов. Как бы он не упирался и какие контратаки не делал, ничего ему не поможет… Хочу сообщить, что я представлен к высшей награде – Героя Советского Союза, так что читайте центральные газеты и скоро вы встретите мое имя. Знайте, что Герой Советского Союза получить большая заслуга, но я воевал и воюю, отдавая все силы, идя неоднократно на верную смерть. Но пули, снаряды, мины и бомбы не могли сломить моей воли и силы и не сломят до тех пор, пока я буду жив. Обо мне и моих подвигах знают по всему фронту, не говоря уже о дивизии или корпусе… Посылаю вам статейку об одном моем действии, правда, всего, что было, не опишешь. Но было примерно так, и об этом знают те, кому надо…» (орфография автора).
Через неделю, 31 июля 1943 года, Татаркин погиб в бою в районе села Волобуева Знаменского района Орловской области.
После завершения Курской битвы стратегическая инициатива уже бесповоротно перешла к советским войскам, о чем в один голос говорят как отечественные, так и зарубежные авторы, а также военачальники вермахта в своих мемуарах. За сражением на Курской дуге последовали новые наступательные операции, постепенно вытесняющие оккупантов с территории Советского Союза.
И.С. Емельянова, заведующая отделом
Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
1 Комментарий на "Третье ратное поле"
Мы сейчас изнываем от жары, прячемся от нее под сплитами. А если представить тех ребят в танках на Прохоровском поле! Ведь в это время шли бои… Многие из них ценой своей жизни подарили нам жизнь.