Низкий поклон сельскому учителю
Новость в рубрике: ОбразованиеШкола всегда занимала важное место в жизни каждого ребенка и подростка. Газетные публикации редко проходят бесследно. Вот и сейчас: после выхода полосы «Как живешь, глубинка?» о хуторе Рыбацком в номере от 17 августа в редакцию пришло письмо из станицы Старочеркасской. Старший научный сотрудник СИАМЗ Т.А. Бузнякова рассказала об учителях хуторской школы, которая хоть и была начальной, а скольким людям дала путевку в жизнь. И сегодня, много лет спустя, ее ученики помнят и любят своих учителей.
Школа всегда занимала важное место в жизни каждого ребенка и подростка. В 1930-е годы советская школа и учитель пережили несколько волн глобальных перемен. Если в начале десятилетия требовалось охватить всех детей соответствующего возраста школьным образованием, то после 1934 и особенно 1936 года на первый план вышло качество обучения.
В школу вернулись дисциплина и единоначалие. Умение педагога поддерживать дисциплину в классе все чаще отмечалось как особый признак профессионального мастерства. Особенно примечательна была жизнь сельского учителя, ведь она вся – как на ладони. Стать учителем в школе стремились самые талантливые выпускники. Обязательной частью работы учителя были организация родительских собраний и посещение детей на дому. Учитель обязан был знать, в каких условиях живет ученик и чем помочь той или иной семье. О сельских учителях начальной школы хутора Красный рыбак, ныне хутор Рыбацкий, работавших в трудное послевоенное время, мы и хотим рассказать.
Анну Григорьевну Сиривлину (Вагину) и в настоящее время помнят жители хутора. Сорок лет отдала она профессии. Работать начала еще в годы Великой Отечественной войны. Родилась Анна Григорьевна в 1924 году в Казахстане, селе Пешковка Кустанайской области. В 1941 году поступила учиться в Новочеркасский учительский институт. В 1943 году, перейдя на заочное отделение, сразу после освобождения хутора Красный рыбак от немецких оккупантов, пришла работать в разбомбленную школу. И с этого времени работа и личная жизнь – все было взаимосвязано. Учебный год начался с марта 1943 года с обхода семей. Записывала детей по возрастам, собирала книги, тетради, газеты. Чтобы школа работала в зимнее время, каждый ученик должен был принести по три полена дров, или несколько пучков топки (нарубленный тальник, полынь связывались в пучки). Когда было холодно, то урок проводили возле печи. Учебник был только у учителя, все задания переписывались от руки. Работала школа в две смены. Первый и второй классы – в первую, второй и четвертый – во вторую. В годы войны трудности пришлось испытать всем – мужчины ушли на фронт, остались старики, женщины и дети. Ребятишки наравне со взрослыми трудились в колхозе – пропалывали посевы, вязали снопы, молотили, собирали колоски. Анна Григорьевна стремилась не только научить ребят считать и писать, но и вырастить их честными, порядочными, трудолюбивыми людьми. В 1946 году она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». В 1947 году поступила в Ростовский-на-Дону Государственный учительский институт, который успешно закончила в 1954 году по специальности история, с правом преподавания в первых семи классах. В 50-е годы вышла замуж за местного парня Якова Вагина. В 1957 была награждена знаком «Отличник народного просвещения», в 1980 – медалью «Ветеран труда». Проработала Анна Григорьевна в этой школе до 1990 года.
К концу учебного 1943-1944 года в школу пришли работать супруги Иван Матвеевич и Татьяна Алексеевна Войченковы. Коммунисты, фронтовики, они были направлены работать по месту жительства мужа. Татьяна Алексеевна проводила уроки во вторую смену, Иван Матвеевич преподавал естествознание. Общительные, строгие, знающие свое дело, они завоевали сердца не только учеников, но и родителей. Кроме того, Иван Матвеевич в сельском Доме культуры организовал драмкружок, в который ходили заниматься не только ученики, но и местные жители. Кружковцы выступали с концертами и в ДК, и на полевых станах рыбколхоза «Красный рыбак», перед рыболовецкими бригадами. В 1954 году Ивана Матвеевича направили работать директором сельского Дома культуры в станицу Старочеркасскую, и супруги туда переехали. Татьяна Алексеевн стала преподавать в Старочеркасской средней школе историю и обществоведение, завоевала уважение и симпатии учеников. Ее уроки строились на привлечении краеведческого материала, который давал организованный ею отряд «Поиск». Члены отряда собирали краеведческий материал: о прошлом своей станицы, о погибших воинах, героях и ветеранах войн и труда. Организовывались походы и поездки по местам боевой славы. В станицу приезжали неоднократно родственники захороненных в братской могиле солдат. Проводились встречи с ветеранами войны. Проработав 44 года в школе, Татьяна Алексеевна в 80-х годах ушла на заслуженный отдых. А краеведческий материал пополнил фонды созданного в 1970 году Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.
В 1954 году в начальную школу хутора Красный рыбак пришла работать молодая учительница Любовь Петровна Чеботникова. Учитель от Бога, закончив с красным дипломом Задонское педучилище в Липецкой области, она была направлена по распределению в Ростовскую область. Два года работала в поселке Октябрьский, затем переведена в Краснорыбацкую школу. Талантливая во всем – играла на балалайке и гитаре, профессионально танцевала чечетку, она была учителем-новатором, внедрила в школе липецкий метод обучения. Начинался каждый урок ярко, талантливо, артистично. Материал подавался именно в том темпе, в каком учащиеся его воспринимали. Использовались наглядные материалы. Дети с хорошей успеваемостью получали дополнительный выходной в субботу, с отстающими проводились индивидуальные занятия. Отношения в классе были доброжелательны, часто дети проверяли работы друг друга. В результате 80 процентов учащихся получали хорошие и отличные оценки. Любовь Петровна продолжила образование в Ростовском пединституте на заочном обучении, где будучи студенткой, читала лекции о липецкой системе обучения. В 1956 году вышла замуж за местного жителя Матвея Орлова. Отработав 20 лет в начальной школе, в 1970 году, по состоянию здоровья вынуждена была оставить любимую работу.
Послевоенные сельские учителя – кто они? Каждый – образец для подражания, лидер, человек, обладающий самыми высокими жизненными качествами. По их примеру многие выпускники в дальнейшем получили педагогическое образование, а некоторые связали свою жизнь с этой почетной и значимой профессией: Клавдия Стефановна Ашкова, Надежда Семеновна Аверкова, Галина Алексеевна Аверкова, Татьяна Владимировна Петрова, Евгения Федоровна Мамкина, Светлана Николаевна Сироткина, Наталья Сергеевна Буханенкова и другие их коллеги. Низкий им всем поклон!
Т.А. Бузнякова, старший научный сотрудник Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!