Нации нужны люди здоровые
Новость в рубрике: Культура, ОбразованиеВ аксайской гимназии № 3 ведется активная работа по здоровьесбережению. В настоящее время гимназия № 3 г. Аксая активно работает по внедрению стандартов нового поколения. Внеучебная деятельность и повышенный уровень гимназического образования не должны, однако, отрицательно сказываться на состоянии здоровья участников образовательного процесса.
– Забота о воспитании здорового школьника – приоритетное направление в нашей работе, необходимо создать активную системообразующую здоровьесберегающую среду, которая обеспечивала бы высокое качество образования при сохранении здоровья школьников, – говорит директор Л.Н. Флюта. – Последний опрос обучающихся гимназии и их родителей показал, что 95 процентов всех опрошенных включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих основных запросов.
Проведенный анализ работы по программе «Гимназия – территория здорового образа жизни», направленной на сохранение здоровья школьников и пропаганду физкультуры и спорта, позволил нам выделить приоритетные направления работы. Это создание здоровьесберегающей образовательной среды гимназии, совершенствование школьного питания, повышение двигательной активности и усиление профилактической работы с учащимися, педагогами, родителями, диагностика и мониторинг результатов работы по сохранению здоровья гимназистов, методическое сопровождение работы по формированию здорового образа жизни.
– Материально-техническая база учебного заведения, – подчеркнула Л.Н. Флюта, – позволяет целесообразно организовать пребывание ребенка в гимназии и обеспечить качество образования и здоровьесбережение всех участников образовательного процесса. Созданы условия в соответствии с нормативными требованиями, обеспечивающими комфортность и безопасность пребывания обучающихся и педагогов в образовательном учреждении.
Расписание учебных занятий соответствует учебному плану и нормативным требованиям в части продолжительности уроков, перемен, начала занятий, расположения предметов по уровню сложности в течение учебного дня и учебной недели. Учителя-предметники проводят учебные занятия с использованием современных образовательных технологий, в том числе и здоровьесберегающих.
Вместе с Людмилой Николаевной мы прошлись по зданию школы. Никогда не скажешь, что этому учебному заведению 70 лет! Столовая сверкает чистотой и порядком. У детей на столе – первое, второе, третье. Если нужно, ребенок получит и добавку. А как известно, правильное питание – залог здоровья любого человека.
– С детьми ходим в турпоходы, благо, в Аксае есть куда пойти. Наша школа находится рядом с Мухиной балкой, здесь чистый воздух, много кислорода. Физкультура у школьников проходит на улице и это тоже большой плюс. Занятиями физической культурой охвачены все дети, не имеющие противопоказаний.
Гимназия имеет обновленные актовый и спортивные залы, новую современную спортивную площадку.
Учебные кабинеты полностью укомплектованы мебелью и новейшим оборудованием в соответствии с СанПиНами. Приобретены компьютеры нового поколения, а также инвентарь для спортивных залов, проведена замена технологического оборудования в школьной столовой.
– В гимназии обеспечен световой и воздушный режимы. Особое внимание уделено организации питьевого режима. Постоянно проводится санитарный контроль влажной уборки помещений, – говорит заместитель директора по воспитательной работе Н.В. Уртаева.
В столовой – 250 посадочных мест с набором всего необходимого технологического оборудования в зоне приготовления пищи. Бесплатным питанием охвачены все учащиеся 1 – 4 классов. Питание школьников осуществляется за счет родительских средств и составляет 85 рублей за горячий завтрак и 120 рублей за обед. Горячим питанием учеников охвачены в среднем 93 процента. Не получают питание гимназисты, находящиеся на домашнем обучении, и дети, имеющие показания к получению питания по специальному меню.
Как отметила Н.В. Уртаева, в рамках реализации программы «Гимназия – территория здорового образа жизни» регулярно проводятся мероприятия, направленные на повышение культуры питания, на обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания.
Питание учащихся производится по десятидневному меню. Благодаря качественному контролю в меню отсутствуют продукты, вредные для здоровья. Сейчас в рационе детей преобладают фрукты, овощные салаты, соки, компоты из свежезамороженных ягод и фруктов.
Для успешного усвоения учебной программы ребенку нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время находиться в статическом положении, снижение двигательной активности приводит к снижению работоспособности.
– Увеличение двигательной активности обеспечивается за счет проведения мероприятий, ставших в гимназии традиционными, – продолжает Наталия Викторовна, – это физкультурные минутки во время уроков, динамические паузы и подвижные игры во время перемен, дни здоровья, семейные спортивно-оздоровительные праздники «Мама, папа, Я – спортивная семья», веселые старты, экскурсии и походы, туристические слеты, военно-спортивная игра «Орленок», спортивные соревнования по футболу и волейболу, обучение детей плаванию. На базе гимназии постоянно функционируют кружки и секции различной направленности – образовательные, социальные, развивающие, а также оздоровительные. Дети занимаются в спортивно-оздоровительных кружках, в ЮИД, ДЮП и «Снайпер» и секциях волейбола, баскетбола, гимнастики, ОФП.
– Система социального партнерства, – дополняет Л.Н. Флюта, – обеспечивается тесным сотрудничеством с учреждениями дополнительного образования (детско-юношеские спортивные школы, детский клуб «Родник», Аксайская школа искусств), а также с учреждениями культуры (ДК «Молодежный», ДК «Факел»)).
Многолетнее и тесное сотрудничество с сотрудниками Аксайской ЦРБ дает ощутимые результаты. Специалистами районной поликлиники организован ежегодный мониторинг состояния здоровья гимназистов.
В гимназии имеется аппарат АРМИС – диагностический аппарат для контроля физиологических параметров, предназначен для профилактических осмотров и мониторинга здоровья детей и взрослых.
Дети, имеющие противопоказания к активным занятиям спортом, посещают занятия по лечебной физкультуре, которые проводит медицинский работник гимназии.
Укрепление и сохранение здоровья школьников невозможно без профилактической работы. Ведущая роль здесь отведена психологу, социальному педагогу, медицинскому работнику, учителям физической культуры.
Приоритетным направлением является также работа с педагогами, так как именно они осуществляют непосредственную работу по формированию здорового образа жизни. Психолог проводит с педагогами тренинги, практикумы по освоению и внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Параллельно ведется работа с родителями и учащимися.
Логопед проводит занятия по преодолению дефектов устной и письменной речи, развитию лексико-грамматической стороны речи у обучающихся, разрабатывает для родителей методические рекомендации. Результаты работы психолога и логопеда достаточно очевидны: к концу учебного года 95 – 98 процентов учащихся первых классов успешно адаптируются к обучению в гимназии.
В гимназии ведется большая работа по предупреждению асоциальных явлений, регулярно проводятся акции «Нет наркотикам!», организуются встречи подростков с врачами-наркологами.
Классными руководителями и медицинскими работниками, сотрудниками ГИБДД совместно с участниками отряда ЮИД организуются и проводятся беседы о профилактике травматизма, выпускаются листовки, буклеты.
Сплоченная и грамотная работа педагогического коллектива и родителей позволила добиться значительных результатов. Учащиеся гимназии в течение нескольких лет показывают хорошие результаты в спортивных соревнованиях, а также в конкурсах, состязаниях, олимпиадах творческой и интеллектуальной направленности, являясь их призерами и победителями.
Активное участие в этих мероприятиях обеспечивает единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья всех участников образовательного процесса. Школьной медсестрой совместно с врачами из детского отделения Аксайской ЦРБ проводится мониторинг физического здоровья учащихся по итогам ежегодного медосмотра, результаты которого говорят о снижении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями. С другой стороны, появляются проблемы, приобретенные в процессе обучения (сколиоз, близорукость). Для их преодоления результаты медосмотра с рекомендациями доводятся до сведения родителей и участковых врачей. За три года отмечена положительная динамика по снижению заболеваемости гимназистов (ОРВИ, инфекционных заболеваний, заболеваний органов пищеварения). Ежегодно проходят общешкольные родительские собрания по темам «Человек и его здоровье», «Здоровые дети – в здоровой семье», «Сохранить жизнь и здоровье детей – забота взрослых» с приглашением различных специалистов.
Никому не нужно доказывать, что вопрос здоровья очень важен. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные и культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые.
Елена СЕМИБРАТОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!