«Я всегда видела себя учителем!»
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Избранное, ОбразованиеТак говорит о себе учитель-дефектолог-логопед С.И. Пчелинцева.
В один из погожих дней шла по улице девочка
и увидела горящую
в костре книгу.
Огонь уже слизал
угол обложки,
и Свете вдруг стало
совершенно необходимо спасти эту книгу,
именно эту книгу.
Она выхватила ее из огня
и принесла домой.
С тех пор эта книга живет
в ее доме.
«В кабинеты логопеда и дефектолога закупили новое оборудование. Установили специальные логопедические и дефектологические программы. Теперь ребята могут заниматься пескографией и развивать вестибулярный аппарат на балансировочных досках», – с воодушевлением рассказывает С.И. Пчелинцева о деле всей своей жизни. Сейчас Светлана Ивановна обучает порядка пятидесяти ребят по адаптированной общеобразовательной программе. Часть из них приходит заниматься к ней на групповые занятия. Кроме этого, работает она и с четырьмя надомниками, один из которых сейчас является учеником восьмого класса, а другой учится уже в десятом. У этих ребят она ведет все основные предметы. / ФОТО автора
«Иду я и вижу, как в костре загорелся уголок книжной обложки. Не могла пройти мимо. Я достала из огня эту книжку и прочитала: «Генинг М.Г., Герман Н.А. «Обучение дошкольников правильной речи». Я принесла ее домой, вручную подшила, проклеила и оставила себе. Эту книжечку я храню до сих пор. И до сих пор логопедические уроки с дошкольниками веду по ней.
Я и сейчас порой задумываюсь над тем, зачем я ее взяла? Что мне в ней так понравилось? Ведь там были и другие книжки…» – размышляет наша героиня, талантливый и востребованный учитель-дефектолог-логопед Светлана Ивановна Пчелинцева.
Что это было, как не перст судьбы, не воля провидения? Ведь это не Света выбрала логопедию, это логопедия выбрала Свету! С тех пор они неразлучны.
Родители Светланы приехали в Аксай в 1962 году, когда начал строиться поселок Газопровод. «Ходила я в детский сад «Красная шапочка». В РУМГе раньше давали гудок, обозначавший начало и конец рабочего дня. По этому гудку в детский сад я приходила сама, потому что совсем недалеко от него находился наш дом», – так вспоминает свои дошкольные годы Светлана Ивановна.
А потом она пошла учиться в среднюю школу № 2, бывшую тогда первой. Вокруг нее, как грибы после дождя, вырастали все новые и новые многоэтажные дома. А когда построили школу № 4, часть учеников и учителей второй школы перешли туда. Так Светлана оказалась ученицей средней школы № 4, которую успешно закончила через два года. Любимым предметом был немецкий язык. После уроков девочка тоже находила для себя интересные занятия. Как и многие девчонки из ее школы, она бегала в Дом культуры «Факел» на занятия танцами.
Окончив школу, Светлана решила поступать в педагогическое училище, не видя себя ни на каком другом поприще. «Со времен детского садика я всегда была учителем, всегда! Дома я рассаживала кукол и отмечала в импровизированном журнале присутствующих – отсутствующих, проводила для них уроки, ставила оценки. Ничего другого я себе не представляла», – утверждает она.
Так случилось, что в первый год после окончания школы она так и не стала студенткой. Эта неудача не повлияла на стремление Светланы стать учителем. Она не отчаялась и пошла работать в детский сад «Солнышко», который только недавно был построен. Там и началась ее педагогическая карьера.
На следующий год она сделала еще одну попытку получить педагогическое образование, которая оказалась успешной. Светлана поступила в педагогический институт на заочное отделение факультета иностранных языков и пошла работать в свою школу № 4 вожатой. Еще будучи студенткой, Светлана получила предложение стать учителем Грушевской средней школы. Директором школы в тот момент была Тамара Пахомовна Ткачева. Там катастрофически не хватало учителей иностранного языка. И юная студентка с радостью приняла это предложение. В один год со Светланой в Грушевскую школу пришла преподавать французский язык такая же юная учительница, Ирина Есипенко. Как-то она пригласила Светлану на День учителя в гости к своим друзьям. Там и случилась та самая судьбоносная встреча, которая позволила юной девушке обрести спутника жизни. С тех пор, вот уже 43 года, они неразлучны. И снова перст судьбы. Даже спутника жизни Светлана встретила в свой профессиональный праздник.
Выйдя замуж, Светлана стала жить в Ростове, ездить в Грушевку стало очень далеко и неудобно. Пришлось молодому педагогу менять место работы. Она снова вернулась к дошкольной педагогике, устроившись работать в один из аксайских детских садов. Через несколько лет подошла их очередь на получение квартиры. Пришлось молодой семье перебираться на новое место жительства. А вот устроиться на работу Светлане Ивановне было в то время очень непросто. В те тяжелые девяностые годы вообще было очень трудно найти работу. Чтобы устроиться в детский сад, строящийся недалеко от дома, она вынуждена была начать там работать еще на этапе строительства, но без работы, без детей Светлана Ивановна не мыслила свою жизнь.
Все было бы хорошо, но квартира и работа были далеко от любимого Аксая! «Не могу без Аксая! Здесь все: и родители, и друзья. Вся душа моя в Аксае», – восклицает Светлана Ивановна. Через долгих семь лет удалось Пчелинцевым обменять ростовскую квартиру на квартиру в Аксае. «Я так была рада тому, что приехала в Аксай, что мне больше не надо ездить, тосковать!» Этим отношением к родному городу Светлана Ивановна сумела заразить и своего супруга, коренного ростовчанина. Он тоже считает, что лучше Аксая ничего быть не может.
Но творческая неуемная натура Светланы Ивановны требовала постоянного развития и движения вперед. «В 1992 году я поступила в Московский государственный педагогический университет им. М.А. Шолохова и в 1998 году закончила его, получив специальность «Учитель-дефектолог-олигофренопедагог и логопед коррекционных образовательных учреждений». Мне посчастливилось поучиться у выдающихся педагогов. Три года я училась очно. Теперь я могу работать учителем математики, русского языка, биологии, истории в коррекционной школе.
Как только Пчелинцевы переехали в Аксай, Светлана Ивановна пришла работать в свою родную четвертую школу. Ей дали часы логопеда и ставку учителя в коррекционном классе. Пройдя со своими детьми долгий путь от первого до седьмого класса, она перешла на работу в Управление образования Аксайского района. Всего три года Светлана Ивановна проработала в Управлении образования, курируя воспитательную работу, но учитель в ней снова одержал победу. «Я поняла, что больше пользы принесу, работая непосредственно с детьми», – говорит Светлана Ивановна. Она перешла на работу в Центр диагностики и консультирования к Ларисе Алексеевне Панасенко. Вскоре по приглашению Ирины Дмитриевны Колыбельниковой, директора средней школы № 2, пришла работать в ее школу. Вот уж где был работы непочатый край! Школа-то огромная!
Через добрые, внимательные руки Светланы Ивановны за 15 лет, которые она отдала нашей школе, прошли сотни ребятишек, имеющих проблемы в развитии и поведении, которым она помогла войти в социум и найти в нем свое место.
Светлана Ивановна обладает безграничным терпением, любовью к детям, ответственностью, доброжелательностью, которые позволяют с легкостью решать стоящие перед ней ежедневные задачи. Успех Светланы Ивановны в том, что она всегда видит в своем воспитаннике полноценную личность, старается проявлять к каждому интерес, принимать его таким, каков он есть, радоваться вместе с ним его успехам, сопереживать недостаткам.
Светлана Ивановна твердо уверена в том, что, несмотря на имеющиеся особенности, каждый ребенок одарен. Подтверждением этому являются победы ее воспитанников в ежегодном районном конкурсе «Прояви себя».
Немаловажным в деятельности Светланы Ивановны является работа с родителями, оказание им помощи в воспитании и понимании своего ребенка.
– У каждого свой путь. Свое призвание. Для Светланы Ивановны – это дефектология, то дело, с помощью которого она может передать свою огромную любовь к детям, то, чем живет она сама», – говорит о своем учителе директор Аксайской СОШ № 2 Ирина Дмитриевна Колыбельникова.
Дефектологов в районе очень мало, но средней школе № 2 очень повезло, ведь там работает Светлана Ивановна Пчелинцева. Деток, требующих особого внимания, становится все больше. Одной из самых больших проблем современной школы сейчас являются дети с аутизмом. В средних школах № 1 и 4, где открыты специальные классы для детей с ОВЗ и с тяжелыми нарушениями, кабинеты оборудовали индивидуальными компьютерами, планшетами, программным обеспечением.
– В нашей школе таких классов нет, но тоже хватает детей с особенностями здоровья, поэтому и у нас предпринимаются меры для того, чтобы облегчить им процесс обучения. На ступеньках лестниц стали чертить яркие полосы для слабовидящих.
Мои знания и педагогический опыт помогают определить верный путь развития детей с ограниченными возможностями, подсказывают, как воспитывать, чему и как учить. В беседах с родителями делюсь своими знаниями и могу точно сказать, что трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребенка-инвалида, решаемы, и есть много специалистов, которые всегда придут на помощь. Вижу, что мои слова придают сил и помогают семье стать увереннее в завтрашнем дне. Люблю свою нелегкую, но такую нужную и интересную работу, – говорит в заключение Светлана Ивановна.
А мы, слушая ее, можем быть уверены в том, что юным аксайчанам и их родителям есть кому оказать необходимую помощь, если они будут в этом нуждаться.
И.Д. Колыбельникова, директор Аксайской СОШ № 2:
– Каждый родитель мечтает о здоровом и успешном ребенке, способном покорять любые высоты. Иногда для достижения этой цели малышу требуется квалифицированная помощь, которую готов оказать учитель-дефектолог.
История возникновения профессии дефектолога берет свои истоки еще в начале XX века, но на сегодняшний день профессия дефектолога в образовательном процессе востребована больше, чем когда-либо. Сейчас специалисты, готовые работать с особенными детьми, очень востребованы. Это связано с ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья в России, а также принятием программы инклюзивного образования в общеобразовательных школах.
Главная задача учителя-дефектолога заключается в оказании помощи детям, имеющим трудности для становления полноценными членами общества, привития ребенку необходимых навыков и умений для дальнейшего социального признания.
Светлана ЕФРЕМОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!