В Аксайском районе с 2019 года реализуется национальный проект «Образование»
Новость в рубрике: Избранное, ОбразованиеВ 2024 году этот проект завершает свою работу. Сегодня на страницах газеты «Победа» мы рассказываем о том, что удалось сделать в рамках нацпроекта «Образование».
Цели и задачи
На сайте Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации обозначены две ключевые задачи проекта. Первая состоит в обеспечении глобальной конкурентоспособности нашего образования и вхождения страны в десятку ведущих государств планеты по качеству образования. Вторая – «в воспитании гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальных традиций».
Проект реализуется в нескольких направлениях. Он предполагает, в том числе, обновление содержания образования, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовку профессиональных кадров и повышение их квалификации.
– За время существования проекта произошли серьезные изменения в сфере образования и определены новые векторы развития и перспективы дальнейшего развития современного образования. Национальный проект в течение пяти лет являлся основным приоритетом деятельности образовательной политики как на уровне страны, так и на уровне Ростовской области и Аксайского района. Важно подчеркнуть, что Аксайский район участвовал во всех региональных проектах, которые реализовывались в рамках национального проекта «Образование» на уровне области: «Успех каждого ребенка», «Развитие цифровой образовательной среды», создание «Точек роста» на базе 18 школ района, проект «Земский учитель». Второй год подряд в Аксайском районе, как и на уровне всей страны, идет развитие проекта «Советник руководителя», – рассказывает заместитель начальника Управления образования Аксайского района Н.А. Пастухова.
В Аксайском районе активно строятся учреждения образования. В поселке Янтарный Большелогского сельского поселения был открыт детский сад «Лилия» на 80 мест, а в поселке Верхнетемерницкий было введено в эксплуатацию дошкольное образовательное учреждение на 200 мест. Капитально была отремонтирована Реконструкторская школа. На сегодняшний момент капитальный ремонт продолжается в средней общеобразовательной школе п. Октябрьский. Разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт Истоминской основной школы. Продолжается строительство школы на 1000 мест в п. Темерницкий. В минувшем году был заключен муниципальный контракт на продолжение строительства школы на 880 мест в г. Аксае.
Точки роста
Наталья Анатольевна отмечает, что реализация национального проекта «Образование» предполагает оснащение школ современными средствами обучения и воспитания. В течение пяти лет для реализации основных образовательных программ на базе 18 школ района были открыты «Точки роста» по различным направлениям, две из них (в Дивненской и Островской средних общеобразовательных школах) появились в сентябре прошлого года. Педагоги центров ответственно подходят к повышению квалификации. Они регулярно проходят курсы повышения квалификации, изучают новые технологии, чтобы процесс обучения был максимально эффективным.
– Центры образования «Точки роста» активно используются в учебном процессе. В них проводятся уроки физики, химии, биологии, информатики, основ безопасности жизнедеятельности, а также занятия по внеурочной деятельности. Оборудование Центров активно используется педагогами. В общей сложности в «Точках роста» занимается 5000 учащихся района, – отмечает Наталья Анатольевна.
Учителя, работающие в центрах, активно делятся опытом работы на различных форумах. Педагоги и ученики Аксайской средней школы № 4 и Большелогской СОШ рассказали о работе «Точек роста» на XXIII Донском фестивале-выставке «Образование. Карьера. Бизнес» в составе делегации Управления образования Администрации Аксайского района, которая представляла опыт работы образовательных учреждений рай-она по реализации национального проекта «Образование». А учитель информатики Рассветовской школы А.А. Полубояров поделился опытом работы на межрегиональном марафоне «Территория флагманов». Учитель физики Ленинской школы С.Л. Краузе стала призером областного конкурса «Лучший урок и внеурочное мероприятие центров образования «Точки роста».
Учителя гимназии № 3 города Аксая Р.А. Усачев, А.А. Кириленко, О.В. Пономаренко представили опыт работы в Центрах на региональном вебинаре «Возможности Центра «Точки роста». Довольно необычным был опыт учителя средней общеобразовательной школы п. Янтарный Д.М. Енгибаряна. Давид Манвелович провел урок по теме «Искусственный интеллект в стартапах» вместе с первым заместителем министра общего и профессионального образования Ростовской области Сергеем Сергеевичем Анищенковым. Проект был организован Центром профориентации и сопровождения профессионального самоопределения учащихся (молодежи) Аксайского района.
Цифровая среда в школах
В рамках реализации национального проекта «Образование» разработан региональный проект «Цифровая образовательная среда». По словам Натальи Анатольевны Пастуховой, главная цель этого проекта – обеспечить всех школьников во всех регионах России качественным и верифицированным цифровым образовательным контентом, а также существующими цифровыми образовательными сервисами.
Что дает формирование Цифровой образовательной среды в школах? Проект позволяет совершенствовать образовательный процесс, использовать на уроках технологии электронного обучения, автоматизировать процесс управления качеством образования, формировать у школьников навыки обучения в цифровом мире, умение создавать цифровые проекты для своей будущей профессии.
В рамках проекта в школы Аксайского района поступило оборудование, благодаря которому стало возможным создание оптимальной образовательной среды, благоприятной для успешного образования школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Как отметила заместитель начальника Управления образования Н.А. Пастухова, оборудование используется в рамках реализации общего и дополнительного образования, во внеурочной деятельности.
В рамках реализации проекта школы района вводят электронный документооборот в административные и управленческие процессы. Родители могут отслеживать успеваемость детей в информационной системе «Электронный журнал». Учителя и ученики участвуют в апробации новой российской образователь- ной коммуникационной платформы СФЕРУМ, ФГИС «Моя школа».
– В Аксайском районе организована методическая поддержка учителей-предметников по использованию цифровых образовательных систем. Это мастер-классы, обучающие семинары, педагогические советы, консультации, участие в сетевых профессиональных сообществах, онлайн-семинарах, вебинарах издательств «Просвещение», «Легион», образовательных платформ «Учи.ру», «ЯКласс», «Российская электронная школа», – говорит Наталья Анатольевна.
И в этом направлении мы можем с гордостью отметить, что педагоги Аксайского района активно делятся наработками с коллегами не только из нашего района, но и выходят на региональный уровень, принимают участие во всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства.
Большим подспорьем для учителей стала сетевая модель методической службы. Благодаря ей педагоги могут знакомиться с новыми технологиями, методиками в различных районных сетевых творческих группах, сформированных по их запросам.
Цифровые технологии делают уроки более интересными. Школьники могут, не выходя из кабинета географии, «прогуляться» по странам и континентам, окунуться в подводный мир или посмотреть на планету из космоса. Ноутбуки используются и на занятиях внеурочной деятельности, защите индивидуальных проектов одиннадцатиклассниками, проведении всероссийских проверочных работ по английскому языку, на общешкольных и классных мероприятиях.
– Внедрение Цифровой образовательной среды в школах района позволяет расширить возможности построения образовательной траектории, получить доступ к самым современным образовательным ресурсам, повысить интерес к обучению, сделать образовательный процесс увлекательным и комфортным, повысить результаты освоения образовательных программ, развить проектно-исследовательскую деятельность. Для педагогов ЦОС дает возможность расширения профессионального развития и повышения профессиональных компетенций, повышения удобства мониторинга за образовательным процессом. Педагоги могут формировать новые условия для мотивации учеников при создании новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика, облегчить условия формирования его индивидуальной образовательной траектории. Главное, что получает школа – снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации. Образовательные возможности помогают привлечь большее количество детей в дополнительное образование, обучать детей с особенностями здоровья, – поясняет Н.А. Пастухова.
Поддержка талантов
Региональный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» также реализуется на территории Аксайского района. Наталья Анатольевна отмечает, что развитие одаренности является приоритетной задачей современной системы образования.
– Важно раскрыть таланты на ранних этапах развития ребенка. Мы начинаем над этим работать еще в детских садах. Заниматься творчеством и спортом юные аксайчане могут в сети учреждений дополнительного образования и в кружках по интересам, которые существуют на базе школ.
В Аксайском районе четыре организации дополнительного образования детей – две спортивные школы, Центр творчества детей и молодежи Аксайского района, Центр профориентации и сопровождения профессионального самоопределения учащихся (молодежи) Аксайского района. Дополнительное образование позволяет охватить почти 14 000 детей в возрасте от пяти до 17 лет.
В нашем районе создан Муниципальный центр по работе с одаренными детьми, он помогает выявлять и развивать у ребят интеллектуальные творческие способности, стимулировать интерес к научно-исследовательской деятельности, создавать необходимые условия для поддержки одаренных учеников, распространения, поддержке олимпиадного движения. В Центре ведутся занятия по химии, биологии, русскому языку, литературе, истории, обществознанию, праву, английскому языку, информатике, географии, проектной деятельности.
Талантливые школьники участвуют во всевозможных конкурсах. В творческих состязаниях свои силы попробовали порядка 6000 детей, 1188 стали победителями и призерами. Более 2000 ребят приняли участие в научной, исследовательской, проектной деятельности, 146 стали призерами и победителями.
Приезжайте к нам
Шесть учителей из разных регионов начали работу в сельских школах Аксайского района в рамках Всероссийской программы «Земский учитель» в сентябре 2020 года. По условиям конкурса участники, которые прошли строгий отбор и согласились переехать работать в населенный пункт с численностью до 50 тыс. человек, получают единовременную выплату в размере 1 млн рублей. При этом каждый победитель обязуется отработать в выбранном месте не менее пяти лет.
В Мишкинскую среднюю общеобразовательную школу пришло три педагога, в Октябрьскую, Ольгинскую средние школы и СОШ поселка Янтарный – по одному учителю. Евгения Владимировна Дороговцева, например, приехала в станицу Мишкинскую из Ульяновска. Она стала региональным тьютором курса «Школа современного учителя» Центра непрерывного повышения квалификации профессионального мастерства педагогических работников, а также была назначена заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.
Как сообщает официальный портал Правительства Донского края, в Ростовской области стартовал конкурсный отбор для участия в программе «Земский учитель». В этом году единовременную выплату в 1 млн рублей смогут получить 29 донских педагогов. Открыт прием заявок для участия в программе. Заявки будут приниматься до 15 апреля включительно.
Одним из условий участия в программе является переезд претендента в сельские населенные пункты с населением до 50 тысяч человек. Учителю должно быть не более 55 лет, он может иметь как высшее образование, так и среднее профессиональное. При этом обязан отработать в течение пяти лет по основному месту работы с нагрузкой не менее 18 часов в неделю. Педагог определяет самостоятельно, как расходовать средства.
В Ростовской области программа заработала в 2020 году. С 1 января 2022 года «Земский учитель» реализуется в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Условия участия, перечень документов и вакантных должностей размещены на сайте минобразования Ростовской области.
В 2022 году по программе «Земский учитель» еще пятеро педагогов пришли работать в школы Аксайского района. В Октябрьскую СОШ – один учитель, в школу поселка Янтарный – четыре человека.
– Программа «Земский учитель» продолжается, мы верим, что педагоги, которые приехали из разных уголков нашей большой Родины, работая в наших школах, привнесут нотку иного в образование. Потому что каждая территория большой России имеет свои изюминки в преподавании. И этот опыт нужен Аксайскому району, – говорит Н.А. Пастухова.
Она также отмечает, что в целом кадровый педагогический потенциал района высокий. В районе много педагогов, которые имеют высокие результаты по ЕГЭ и ОГЭ. Учителя воспитывают победителей и призеров российских, областных, районных олимпиад. Каждый год работники сферы образования района отмечаются высокими наградами. В 2023 году 25 педагогов удостоены ведомственной награды «Почетный работник сферы образования Российской Федерации», пятеро – Знака отличия «Отличник Просвещения». Учитель начальных классов гимназии № 3 г. Аксая Татьяна Дмитриевна Ольховик получила звание «Почетный гражданин Аксайского района». Семеро педагогов в разные годы были награждены медалью «За доблестный труд на благо Дона», четыре учителя удостоены звания «Лучший работник образования Дона». В Аксайском районе треть педагогов имеют высшую квалификационную категорию, четверть – первую квалификационную категорию.
Советник по воспитанию
В рамках реализации национального проекта «Образование» и федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» с 1 сентября 2022 года во всех школах района введена новая должность – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
В образовательных учреждениях муниципалитета начали работу 37 специалистов. Все они прошли обучение, имеют педагогическое образование, победили в конкурсе «Навигаторы детства 2.0». Им еще предстоит пройти образовательные курсы на базах Всероссийских детских центров «Артек», «Океан», центра знаний «Машук». Помимо этого каждый год советники по воспитанию будут повышать квалификацию на образовательных площадках страны.
Что входит в обязанности советника по воспитанию? Специалисты взяли на себя заботу о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Они взаимодействуют с детскими и юношескими организациями, рассказывают детям про всевозможные региональные и всероссийские проекты, в которых школьники могут принять участие.
Благодаря стараниям советников по воспитанию, ученики вовлечены в общественно полезные дела и мероприятия разного уровня. Под крылом специалистов детско-юношеские общественные организации и объединения – Юные инспекторы движения, юнармейцы, волонтеры-медики и много других. В ведении советников по воспитанию – организация и подготовка мероприятий, приуроченных к государственным и национальным праздникам России.
Они формируют актив школы, поддерживают и сопровождают реализацию волонтерского движения, проведение флешмобов, социальных акций. Не обойтись без советников по воспитанию и при подготовке и проведении оздоровительных, воспитательных мероприятий, родительских собраний.
– К концу 2024 года мы будем завершать национальный проект «Образование» и подводить итоги его реализации. С полной уверенностью могу сказать, что проект внес весомый вклад не только в развитие материально-технической базы. Это систематическая целенаправленная забота о детях и как цель – повышение качества современного образования. И здесь, без сомнения, хочу добавить, что ключевая роль, конечно, принадлежит педагогу. Учитель – это главный организатор учебного процесса. Он является наставником и воспитателем учеников. Урок – это совместная работа учителя и ученика, это живое общение, которое не смогут заменить технологии и оборудование. Они являются помощниками педагога в образовательном процессе, делают его более интересным и наглядным, – отмечает Наталья Анатольевна.
По информации пресс-службы Правительства Ростовской области в Ростовской области по национальному проекту «Образование» создаются Центры, где юные дончане изучают перспективные направления IT-отрасли, вовлекаются в научную работу, создание искусственно-технических и виртуальных объектов.
За четыре года на Дону открылись и функционируют девять Центров цифрового образования детей «IT-куб», 613 центров естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», три технопарка «Кванториум».
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!