Таких, как они, еще поискать
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», ИзбранноеНикогда механизаторы А.В. Шамрин и М.А. Черных не жалели ни об одном из прожитых дней. Аксайский район не славился и не славится крупными хлебными массивами – земли мало, под боком город-миллионник. Но передовые хлеборобы были всегда: чем меньше поле, тем лучше на нем надо работать, производительнее. Их труд получал достойную оценку. Среди таких людей – механизаторы А.В. Шамрин и М.А. Черных.
* * *
Уже были у Шамрина орден Трудовой Славы III степени, другие высокие поощрения, когда в феврале 2016 года оказался он в числе большой группы тружеников, получивших награду за ударный труд из рук самого Президента России В.В. Путина. Механизатора пригласили в Москву, и 10 марта того же года в Екатерининском зале Кремля Президент вручил знатному хлеборобу орден Почета. Больше никто из наших земляков такой чести не удостаивался.
О Шамрине наша газета писала неоднократно, но мы встретились с Анатолием Васильевичем в те весенние дни, чтобы он рассказал, как происходило награждение, сама поездка в Москву. Оказалось, все просто: фирменный «Тихий Дон» – Кремль – прием – и назад, домой.
– И не было никакой экскурсии по Москве-красавице?
– Да нет, ничего такого, – ответил, – я город не люблю, этот шум, толчею, тесноту. Не то, что у нас. А Москву я уже раньше видел, по пути из армии домой, в 1976 году. И потом, некогда было: дома ждали жена, взрослые сыновья, внуки, да и в поле скоро выходить, надо готовить технику.
И разговор вернулся к тому, с чего начался – к железкам. Как и многие мальчишки на селе, Толя видел пример отца. У них семья была большая, пятеро дочек и три сына. Отец, сельский механизатор, работал в поле и рядовым трактористом, и бригадиром. Стали дети подрастать – разъехались кто куда, но костяк семьи, отец Василий Митрофанович, сыновья, Анатолий и Николай, дочь Валентина, переехали из родной Орловской области на юг, в Ростовскую. Было это в конце семидесятых. Шамрин-старший с сыновьями работал в совхозе «Аксайский», сложилась целая династия. Какое-то время успешно занималась фермерством их сестра Валентина. Но прошло время, династия распалась.
Анатолий же Васильевич своему делу не изменил. Модный в прежние времена призыв: «Живешь на селе – умей управлять техникой!» претворялся в жизнь, казалось, сам собой, ведь если не отцовский трактор, не мотоцикл старшего брата, то все равно какой-то механизм имелся почти на каждом подворье. Анатолий же, будучи человеком трудолюбивым и пытливым, к железкам стал тянуться с пятого класса, а уже с восьмого стал с отцом работать штурвальным на комбайне, еще до армии успел год потрудиться в совхозе, а после армии выучился по направлению того же совхоза на тракториста-машиниста широкого профиля. То есть, освоил все виды машин, работающих на селе: тракторы – гусеничные и колесные, тяжелый «Кировец», комбайны, все виды прицепных и навесных механизмов. Само собой, ремонтировал машины, на которых работал, своими силами.
Племсовхоз «Аксайский», крупное многоотраслевое хозяйство, был в 90-е годы техникой оснащен и даже переоснащен, областные власти критиковали за это совхозное руководство: чем больше основных фондов, тем выше себестоимость производимой продукции, ведь стоимость фондов ее утяжеляет. Но жизнь подтвердила правоту совхозного руководства: когда цены на новую технику взлетели до небес, соседние хозяйства купить ее просто не смогли, а в «Аксайском» всего было в достатке. Техника и люди – вот залог успешной работы в сельском хозяйстве. Да еще такие, как Анатолий Шамрин.
Уж сколько песен сложено о хлеборобах, сколько стихов. А все-таки каждый из них находит в этой однообразной работе что-то свое, видное только ему. Взять уборочную: июль, зной нестерпимый, а комбайн, как степной корабль, бороздит массив, срезая колосья, в бункер льется золотой поток зерна – это апофеоз страды. Но Анатолий Васильевич видит все иначе:
– Мне больше нравится на тракторе. Ты сам вспахал поле, засеял, пшеница взошла, растет – ты радуешься, видны результаты твоего труда. А на комбайне что? Завершаешь то, что сделали до тебя другие.
Когда-то давно довелось мне услышать выражение: машина любит ласку и смазку. У таких, как Шамрин, любая техника вовремя получает и то, и другое. За долгие годы работы пришлось Анатолию Васильевичу поработать на технике разной, и никогда она его не подводила.
* * *
«Михаил Черных и «золотой век» его «Дона». Под таким заголовком был опубликован в августе 2008 года очерк в нашей газете о знатном механизаторе ООО «Октябрьское» Михаиле Алексеевиче Черных. Повод следующий: начальник райсельхозуправления К.Н. Рачаловский, сам родом из тех мест, проработавший в этом хозяйстве главным агрономом (тогда это был еще совхоз-техникум), потом директором, предложил написать о Михаиле Алексеевиче как одном из лучших хлеборобов:
– Он первым в райо-не получил комбайн «Дон-1500А», выпуска 1987 года. Эта машина только начала сходить с сельмашевского конвейера, и первый же комбайн, поступивший в район, отдали Михаилу Черных. Моторесурс комбайна «Дон» – 365 моточасов в сезон, это примерно тысяча тонн зерна, срок службы – десять лет. А Черных отработал на нем уже 21 год и намолотил за это время более 39 тысяч тонн зерна. То есть, по времени – вдвое больше, а по производительности – аж вчетверо! Может, областные власти помогут Михаилу Алексеевичу получить новый комбайн?
И я отправилась в Октябрьский. Дело происходило в августе, ранние зерновые были уже убраны, на полевом стане шла подготовка к уборке пропашных, а кукурузы, подсолнечника и прочих поздних культур в «Октябрьском» сеяли много, ведь было животноводство. Люди как раз готовили технику. Расспросила о Михаиле Черных обоих директоров сельхозпредприятия: нынешнего – В.В. Бесчастного, и прежнего – Н.А. Носика, главного инженера И.Ф. Зимина. Разными словами, но все поведали одно и то же.
– Он, прежде чем приступить к работе, всю машину осмотрит, простукает, прослушает, такое ежесменное техническое обслуживание, – сказал главный инженер.
– Вы видели, как хороший водитель чувствует машину? Он едет и по звуку определяет, в чем неисправность. Так и Михаил: по шуму работающего механизма слышит, какой узел надо подремонтировать. Если что не так – остановит и тут же устранит неисправность. Я за свою жизнь таких механизаторов не встречал, – дополнил директор совхоза-техникума «Октябрьский», кавалер двух орденов Красного Знамени, орденов «Знак Почета» и Дружбы народов, кандидат технических наук Н.А.Носик.
– Конечно, этот «Дон-1500А» в его руках работает бесперебойно, – дополнил директор ООО «Октябрьское» В.В. Бесчастный, – но ведь есть такое понятие, как усталость металла, машина постепенно ржавеет, сколько она еще прослужит?
Нет, не зря Константин Николаевич Рачаловский поднял тогда вопрос о возможности замены старого комбайна Михаила Черных на новый . Но не получилось с заменой. Шло время, хозяйство сменило статус, отказалось от животноводства, но не от хлеба. Он ведь всему голова, поется в песне. Вот и Черных вместе с другими механизаторами продолжал работать в поле, выполняя и перевыполняя планы, получая награды за труд…
Во все времена были люди, которые свое дело не просто любят, а живут этим делом. Расспросила Михаила Алексеевича, как он попал в профессию.
– Переехала наша семья на Дон из Воронежской области, я еще школьником был. После окончания школы пришел в совхоз механизатором, два года работал штурвальным на комбайне СК-5 «Нива», перед армией закончил автошколу, работал в ГАИ. А уже была семья, сын родился. Но жить негде. Тогда и предложил мне директор Николай Архипович Носик: «Приходи к нам, получишь коттедж». Так я и сделал. Работал на всех машинах, какие были в совхозе: и на колесных тракторах, и на гусеничных, отучился на курсах трактористов К-700, на курсах комбайнеров «Дон-1500».
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
1 Комментарий на "Таких, как они, еще поискать"
Какие замечательные, прекрасные люди живут у нас в районе!!
С большим удовольствием прочитал статью в газете.