Учитель, какое прекрасное слово!
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», ОбразованиеИ.В. Девяткина: «Самая главная награда – это любовь твоих учеников!». Благодарственные письма, Почетные грамоты за многолетний труд, достижения учащихся, нагрудный знак «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации» – и это далеко не полный список наград, принадлежащих Инессе Владимировне ДЕВЯТКИНОЙ за почти тридцать лет работы в Аксайской
средней школе № 1.
Приятно, когда твой труд так высоко оценивают, но Инесса Владимировна считает, что это не самое главное. Инициативная, умная, активная и заразительно оптимистичная, И.В. Девяткина рассказала нам о жизни, школе и о себе, о том, кто же такой настоящий учитель.
– Инесса Владимировна, расскажите о себе и своей профессии.
– Я работаю учителем русского языка и литературы почти 37 лет и ни на минуту не задумывалась – это мало или много. Я начинала работать в школе № 3 с 1992 года, а с 2001 года работаю в Аксайской СОШ № 1.
Очень люблю свою профессию, хотя многие говорят, что учитель – это не профессия, а образ жизни. Считаю, что быть учителем – это огромный труд, ведь каждый день приходится не только учить, но и учиться самой, открывая для себя новое, постигая неизведанное.
Профессию я не выбирала. Я всегда знала, что буду учителем. В школе у меня были замечательные педагоги. Они были для меня настоящим примером доброты, великодушия, благородства, чести. Всегда удивлялась, как много они знают, дают ответы на все вопросы. Их нельзя было застать врасплох!
Убеждена, что учитель это человек, который растит будущее страны. И как бы громко это не звучало, но так оно и есть. Когда понимаешь эту ответственность, то хочется научить ребят не только своему предмету, но и воспитать порядочного человека, любящего свою семью, Родину.
Учитель – очень интересная профессия, которая вобрала в себя очень много составляющих других профессий, и в этом ее уникальность. Когда ты читаешь стихотворение или монолог, а тебя с замиранием слушают твои ученики, то ловишь себя на мысли, что ты – артист. А потом замечаешь, что твои ученики делают паузы и логические ударения именно в тех местах, которые ты выделял голосом. Восторг!
На праздники нужно придумать сценарий, подобрать музыку, и ты – режиссер, диджей! А сколько раз в день к тебе бегут с разбитым носом, давлением, головной болью, болью в животе! И ты уже доктор! А еще психолог – нужно выслушать, дать совет, помочь решить проблему, спор! И это все я – учитель!
В каждом педагоге должны жить любовь и уважение к детям. Учитель должен видеть в ребенке личность, уметь считаться с его интересами, помогать раскрыть способности. Учитель должен не только научить читать и писать, он должен еще научить жить по законам любви, добра. И никогда не должен останавливаться в профессии на достигнутом, ему всегда следует развивать свои умения и навыки.
Я нисколько не жалею, что стала учителем. Свой трудовой путь начинала в своей же школе пионервожатой. Хорошо знала детей. Чувствовала постоянно поддержку и помощь своих учителей. Но в своей школе очень ответственно работать. Для учителей ты все равно остаешься учеником. Они всегда помогали, но и строго оценивали каждый урок, гордились, радовались моим успехам.
Первый самостоятельный урок был урок литературы в пятом классе. Сразу представила себя на месте ребят, почувствовала их волнение, но все как-то незаметно прошло. Мы разбирали пословицы и поговорки, придумывали ситуации, в которых уместно было бы использование пословиц. Урок получился очень веселый, шумный. Очень хотелось, чтобы они запомнили этот урок.
Как и в любой профессии, в нашей тоже есть свои сложности. Мне кажется, самое сложное – это находить время для своей семьи. Работа захватывает, и на семью совсем не остается времени или его очень мало. Домой приношу тетради для проверки, сижу над ними допоздна, готовлюсь к урокам. А еще нужно постоянно работать над собой и это все совмещать очень сложно.
– Говорят, что каждый преподаватель считает свой предмет лучшим. За что вы полюбили предмет, который преподаете?
– Конечно, каждый учитель считает свой предмет важным, но, как говорится в пословице, «Без русского языка не сколотишь и сапога». Грамотно говорить, писать на русском языке – это необходимость, чтобы тебя правильно понимали. Даже у маленькой запятой на письме огромная роль! Попробуй поставить ее не туда!
Эпиграфом к одной из тем учебника «Русского языка» является высказывание древнегреческого философа Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел». Я часто использую эти слова в качестве примера. Не внешность, манеры, а грамотная речь, голос, интонация имеют значение для характеристики человека.
У меня есть возможность обо всем рассказывать ученикам, учить их всему, что я знаю. Прививать любовь к своему языку и богатейшей литературе. Вся суть уроков литературы – помочь человеку познать самого себя, помочь осмысливать этот мир. Каждый раз, начиная урок, я не знаю, как он сложится. Ведь успех зависит не только от меня, но и от ребят – от их настроения, подготовки, желания сотрудничать. На уроках я не только улыбаюсь, бываю требовательной, строгой, заставляю каждого ученика думать, спорить, отстаивать свою точку зрения, учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других. Каждый автор по-своему раскрывает образы героев. Читая текст, мы проживаем их жизнь, анализируем поступки, учимся у них, осуждаем и одобряем их решения. Я очень люблю, когда ребята приходят на урок подготовленными, то есть прочитав текст или заданный эпизод, сами дают характеристику героям, оценивают их поступки, находят подтверждение в тексте. Не всегда наши мнения совпадают, но ведь в споре рождается истина. Очень важно, чтобы на уроке учащимся было интересно, а уходя с урока – все понятно, чтобы уроки литературы помогли им стать лучше, добрее, благороднее.
Я член жюри секции «Я и мир филологии» ежегодной научно-практической конференции «Мир и мы». Для участников нашей секции тоже актуальны проблемы, связанные с русским языком. От одного из участников конференции я услышала слово «макронить» (болтать), рассказала об этом своим ребятам. Их эта тема тоже увлекла. Они насобирали очень много таких слов. Самое часто повторяющееся у ребят слово было «дистант», «онлайн». А потом мы разбирали эти слова, подбирали русские аналоги, составляли словосочетания и предложения, сравнивали как лучше и пришли к выводу, что англицызмы действительно стали вытеснять исконно русские слова, но это просто модное течение, которое скоро пройдет и большинство этих слов забудется или не приживется.
Уверена, что все языковые трудности будут позади. Время, события истории покажут значимость «великого, могучего, правдивого и свободного русского языка», который «дан великому народу».
– Результат работы виден лишь спустя годы. Поддерживаете ли вы отношения со своими бывшими учениками?
– Я очень рада встречам со своими выпускниками. За годы учебы бывает много эпизодов, которые навсегда врезаются в память. У меня было очень много замечательных, достойных учеников. При встрече всегда есть, о чем поговорить, ведь большую часть дня они были со мной, у меня на глазах. Очень рада успехам своих выпускников. Особенно переживаю в первый год после выпуска. С нетерпение жду сообщений от ребят, очень скучаю, рада каждому «привету» от них.
Очень трогательной была встреча с выпускниками через десять лет окончания школы. Их взросление, становление характера было у меня на глазах. При встречах всегда охватывает радость, гордость за каждого из ребят. Ощущаешь себя причастным к становлению личности. Это дорогого стоит. Ради таких встреч, эмоций, как писал В.В. Маяковский, «и стоило жить, и работать стоило».
– Вы с большой теплотой отзываетесь о своей работе, об учениках, с уверенностью можно сказать, что вы счастливый человек. А что для вас значит счастье?
– Я счастливый человек, потому что я люблю свою работу, люблю своих учеников и чувствую, что я им нужна. Лучшей наградой для учителя всегда остается признание его воспитанников. Это дает стимул для продолжения такой нелегкой, но очень нужной работы учителя. Это и есть счастье.
Чтобы учить других, нужно учиться самому, нужно любить свою профессию, «жить» своей работой, все задуманное доводить до конца, воплощать в жизнь свои цели. Я счастлива, когда у меня все задуманное получается.
Я ценю все, что имею – ни минуты не жалею, что работаю в школе. У меня любимая работа, много лет каждый день переступаю порог любимой школы, общаюсь с замечательными коллегами, «сею разумное, доброе, вечное». Это моя жизнь!
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!