Я верю, все получится!
Новость в рубрике: ОбразованиеПедагог-психолог Л.Н. Семченко мечтает об инклюзивном детском лагере в Аксайском районе. Накануне профессиональных праздников наша газета традиционно публикует материалы о лучших представителях отрасли. Сегодня, в преддверии Дня воспитателя и всех дошкольных работников России, мы побеседовали с победителем Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2021» в номинации «Молодые педагоги-психологи» Людмилой Николаевной Семченко, педагогом-психологом детского сада «Василек» поселка Рассвет.
Всегда интересно, как человек пришел в профессию. Первое высшее образование Людмилы – специалист по социальной работе. Трудилась в Управлении социальной защиты населения Администрации Аксайского района. Это и работа с документами, и с разными категориями людей, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию.
– Разные семьи были, разные люди, – рассказывает Людмила. – Было тяжело, потому что была молодая, боль каждого человека через себя пропускала, проецировала проблемы на себя. Несмотря на это, мне нравилось работать с людьми, общаться, наблюдать.
В 2014 году довелось поработать в детском лагере, где была заместителем директора по организационно-методической работе. К нам на смену поступил отряд слабослышащих и глухонемых детей. Подростки, 15 – 16 лет. Сначала было очень сложно, не сразу наладился контакт с другими детьми, напряженная складывалась ситуация, возникали конфликты. Мне тогда исполнился 31 год, подобного опыта у меня еще не было. Стала искать выход.
Общее для всех отрядов мероприятие оказалось на этом пути как нельзя кстати. Удалось поставить совместную танцевальную композицию, и это ребят сблизило! Конечно, здесь сказалась и работа воспитателей, объясняли детям особенности их сверстников, проводили тренинги. К окончанию смены отношения наладились настолько, что ребята научились языку жестов и продолжили общение после смены. В то время развитие инклюзивного образования становилось все более актуально для российского общества. После этого я так загорелась этим направлением, начала разрабатывать проект по созданию инклюзивного детского лагеря. Но лагерь законсервировали по ряду причин. Мало сказать, что было жаль, просто руки опустились.
Людмила снова стала кабинетным работником, но спустя год поняла, что это не ее, все-таки хочет работать с детьми. Профессиональная переподготовка на ведение педагогической деятельности в сфере дошкольного образования в Институте переподготовки и повышения квалификации, после работа в должности воспитателя рассветовского детского сада «Василек». Одновременно пришло решение освоить еще одну специальность, педагога-психолога. Задумано – сделано. Профессиональная переподготовка в Южно-Российском гуманитарном институте – и переход на новую должность.
Почему психология?
– Потому что это мое давнее увлечение, я ведь работала с людьми. А когда столкнулась с инклюзивным образованием, поняла, что здесь без более глубокого погружения в психологию ребенка не обойтись.
Затем в профессиональной деятельности Людмилы последовало еще одно открытие – арт-терапия.
– В декретном отпуске с третьим ребенком начала рисовать, это пришло само, и в этом процессе находились ответы на собственные вопросы, приходили решения каких-то своих жизненных непростых ситуаций.
Конечно, последовало повышение квалификации по программам «Арт-терапия. Практика, арт-терапия в работе с детьми, подростками, семьями» в московском центре арт-терапии.
У меня, как человека непросвещенного в этой теме, слово «терапия» в этом сочетании вызывает ассоциации с лечением. Получается…
– Термин «арт-терапия» используется в практике в трех направлениях: в психотерапии, в социальной сфере и в образовании. Мы говорим об использовании методов арт-терапии в педагогике. В этой связи арт-терапия рассматривается как психологический метод, который позволяет через творческий процесс гармонизировать эмоциональную сферу детей. Моя задача – снять у ребенка его эмоциональные зажимы, помочь преодолевать страхи, неуверенность в себе.
Как вы определяете, что ребенку требуется помощь педагога-психолога?
– Для этого существуют специальные методики. В начале учебного года провожу диагностику в разных возрастных группах, анкетирование родителей – но этим занимаются все психологи в детских садах, это наши профессиональные обязанности, в частности, проводить занятия по развитию эмоционально-волевой сферы. Я в дополнение к этому разработала собственную программу для детей старшего дошкольного возраста, в которой применяю методы арт-терапии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья приходят к вам на занятия?
– Приходят, и даже скажу больше! Занятия с применением методов арт-терапии очень эффективны именно для таких детишек, у которых тяжелые нарушения речи, задержка психического развития. В моей практике в нашем садике есть показательные случаи, например, когда девочка в результате наших групповых занятий смогла выразить словами свои эмоции. Видели бы вы, как среагировали на это другие дети! Они аплодировали и со своим детским восхищением говорили ей: «Какая ты молодец!».
Вот так мы снова вернулись к ребятишкам с ОВЗ. Мы еще много говорили о том, с какими проблемами сталкиваются родители таких детей.
Людмила Николаевна настроена и дальше работать в направлении применения методов арт-терапии в инклюзивном образовании.
– На таких занятиях стирается граница между «какой ты» и «какой я». В атмосфере творчества дети принимают всех, особенно в игровой форме. Взять хотя бы рисование песком. Каждый ребенок рисует на песке свой, например, остров, из камушек складывает замок, показывает и рассказывает, где он на этом острове и кто с ним вместе. Зачастую это значимые люди для него. И когда на вопрос, а кого из ребятишек ты взял бы с собой на свой остров или в свой замок, показывает в том числе и на такого особенного ребенка, дает понять, что он важен. Вот это настоящий успех! Дети невероятно чувствуют отношение к себе!
Общаясь с Людмилой Николаевной, не поверите, чувствовала, как погружаюсь в атмосферу-океан увлеченности своим делом, а еще родительского тепла и родительской любви. Людмила так говорит о детях, что понимаешь, это слова человека, любящего по-матерински всех этих мальчишек и девчонок. А ведь у нее самой трое своих детей, младшему – шесть лет, старшему – семнадцать.
Случается применять свои профессиональные знания и навыки в семье?
– Дома я все равно больше мама. Во время обучения нас предупреждали, чтобы мы не «включали психолога» дома. Полностью согласна. Но бывают ситуации, когда я невольно подмечаю, что появляются какие-то страхи подростковые, ну и как тут не воспользоваться тем, чем владеешь профессионально.
Людмила, а мечта есть у педагога-психолога из детского сада «Василек»?
– Мечта есть. Восстановить тот самый лагерь, с которого у меня, можно сказать, все началось. Я верю, что получится! Ведь я не одна, у меня есть сподвижники, да к тому же победа в «Педагогическом дебюте» придала уверенности в верности выбранного и в необходимости реализации намеченного! Уверена, в инклюзивном образовании Аксайского района этот проект будет востребован.
Не могу не спросить про победу во Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют» – 2021. Ты стала одной из лучших в стране среди молодых педагогов-психологов. Что почувствовала, когда услышала свое имя?
– Знаете, эмоции, конечно, переполняли, победа далась нелегко – это мягко сказано. Помогла очень поддержка коллег, нашей заведующей Марины Александровны, которая была рядом все дни финала. Но главное – я поняла, что двигаюсь в правильном направлении, получила возможность проработать личные качества и побороть страхи. Да-да, у психологов тоже случается, смеется Людмила. Для меня выйти на сцену с многочисленной аудиторией и с микрофоном в руках – это был подвиг. Но я справилась.
В результате инновационный проект Людмилы Семченко «Мир глазами ребенка», который она представила в финале, эксперты оценили по достоинству. Цель проекта – создание условий, направленных на психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста и на успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музейной арт-терапии. Оказывается, есть и такая!
И сегодня этот проект внедряется в образовательную среду детского сада «Василек». Если не вдаваться во все детали и тонкости программы, то выглядит это так. Ребенок создает своего героя, который отправляется в путешествие, – говорит Людмила. – Сначала по родному краю, затем по своей стране и по миру. Путешествуя, будем вести дневник, в котором фиксируются все этапы. Путешествие, хоть и виртуальное, а легенда героя вымышленная, но сопровождается все это реальными интерактивными событиями с применением разных техник арт-терапии. Дети будут создавать реальные арт-объекты, которые в конце учебного года мы выставим в нашем музее, пригласим родителей, дети сами выступят в роли экскурсоводов. Приходите и вы, будет интересно!
Конечно, приду! Конечно, интересно будет посмотреть на результат по реализации проекта!
Ольга БЛОТНИЦКАЯ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!