Семьи ветеранов бережно хранят воспоминания о Великой Отечественной войне
Новость в рубрике: Ветераны, ЮнкорыЗачем нам помнить о войне? Для этого в мире есть много причин, но главная из них – память. Помнить о цене, которую заплатили наши деды за свободу. Помнить тех героев, которые смело сражались с врагом, выстояли и дали нам возможность жить в свободной, мирной стране.
«Как мало воевал, а как много пришлось пережить…»
Мой прадедушка, Илья Иванович Морозов, родился в 1912 году в селе Агоманском Павловского района. Когда ему было 29 лет, началась Великая Отечественная война. Моя бабушка бережно хранила тетрадь с его воспоминаниями о фронтовых годах, теперь ее хранит и моя мама.
Он писал в своем дневнике:
– В октябре 1941 года я попрощался с женой и двумя дочерьми – Аллочкой трех лет и трехмесячной Светочкой. Направился в 76-ю морскую бригаду, где были моряки и сухопутные войска. Прошли подготовку, как бить врага, который напал на нашу землю, мы должны были быть ко всему готовы, и в январе 1942 года мы были направлены в город Ростов-на-Дону.
Расскажу об одном бое, в котором дедушка получил серьезное ранение. В феврале 1942 года его бригада заняла оборонительный рубеж неподалеку от Матвеева Кургана, за рекой Миус.
«Впереди была низменность, примерно с километр, дальше – большая возвышенность, где находилась немецкая оборона. Днем немцы выползали на снег, нам хорошо было видно их, но никто днем их не трогал. Когда наступал вечер, их батарея открывала огонь и освещала ракетами и беспрерывными трассирующими пулями», – писал дедушка.
«И так мы пробыли 10 – 12 дней на переднем крае, нас много раз обстреливали. Задача была взять 102-ю высоту. И вот на рассвете рота пошла в наступление. Я был вторым номером пулеметного расчета. Наше первое отделение было правофланговое. Было тихо, и враги, наверняка, ждали нас. Не дойдя до их рубежей, мы были обстреляны. Всех придавило к земле, небольшая пауза, командир взвода роты встал во весь рост и крикнул: «За Родину, за Сталина!». Все встали. Начался рукопашный бой. Светало, было видно немецкую артиллерию.
Бой разгорался все сильней и сильней. Заняли мы первую и вторую линии обороны. Здесь я был ранен в обе ноги. Более серьезное ранение было на левой ноге, была выбита берцовая кость. Меня подобрали только в пять часов вечера. Вот на этом моя служба и кончилась.
8 марта 1942 года я был вывезен в госпиталь из города Ростова-на-Дону в Сталинград. А вернулся я уже в освобожденный город. Как мало воевал, а как много пришлось пережить…».
Бабушка Алла Ильинична тоже хорошо помнит о той войне. В 1942 году она жила в Ростове-на-Дону. В этот год немцы уже были в городе. Моя отважная прабабушка помогла раненным красноармейцам укрыться на чердаке ее небольшого домика на улице Батумского-Нариманова. Узнав об этом, немецкие солдаты пришли с обыском, с ними был наш житель. Один из немецких солдат, наставив на мою трехлетнюю бабушку автомат, спросил: «Русский партизан есть?». Моя бабушка ответила: «Нет». С тем и ушли. Но тут же следом прибежал тот человек, который был с немецкими солдатами, и сказал: «Шура, бери детей и уходи, они придут и убьют вас всех». Моя прабабушка предупредила бойцов, и они в спешном порядке покинули ее дом. Утром там была облава. Но семья прабабушки, миновав ее, укрылась у родственницы. Затем, немного отдохнув, двинулись пешком в Краснодарский край, в станицу Павловскую. Шли туда месяц. Жили там, пока наши войска не освободили Ростов.
Другой мой прадедушка – Федор Иванович Босов, рядовой второго отдельного лыжного батальона 19-й отдельной лыжной бригады, стрелок 127-й отдельной стрелковой бригады, 1901 года рождения, уроженец Воронежской области. Он был призван Белогорьевским РВК и пропал без вести в марте 1943 года в районе деревни Балагожи Старорусского района Ленинградской области. Позже мы узнали, что он погиб 17 марта 1943 года и был похоронен одним километром севернее совхоза Кречев Старорусского района Ленинградской области (ныне Новгородской области).
Когда я прошу маму рассказать о наших близких (а ей много рассказывал дедушка), она начинает вспоминать…
– Дедушка, Николай Федорович Босов, был пятилетним ребенком, когда началась Великая Отечественная война. Его мать, Анна Босова, в те годы отбывала срок в тюрьме за то, что сорвала портрет Сталина со стены. Этот поступок она совершила в порыве гнева из-за того, что у нее, матери семерых детей, отняли корову. Чем детей кормить? Вот и пошла она в сельский совет правды искать. А ей сообщают: «Все для Победы народа! Так Сталин велит!». Да как же нам быть теперь? Ваш Сталин не прав! Так и сорвала портрет. На семь лет посадили. А тут война вскоре началась. Немцы в деревню вошли, всех выгонять начали из домов. Зима, лютый мороз.
Старшая сестра всех в сани погрузила и пошла босиком в другую деревню. Тем и спаслись. Потом уже вернулись в деревню свою. Уже после войны в 1947 году мать вернулась из тюрьмы. Сидит мой дедушка на завалинке, а она идет и говорит ему: «Ты, Мыкола, или нет?». «Я, мама, я!» – ответил мой дед.
Кира Гурова, ученица 6 «А» класса Рассветовской средней школы
Отправить ответ
2 Комментарий на "Семьи ветеранов бережно хранят воспоминания о Великой Отечественной войне"
Мой брат тоже собирается написать о герое в нашей семье
А вот у нас, к сожалению, не сохранились фотографии наших героев семьи, не все детки застали их, но каждому мы стараемся рассказать всё, что и сами знаем, что рассказывали нам с мужем наши дедушки и бабушки. Считаю, это очень важно!