«Не лезь! Поставлю в угол!»
Новость в рубрике: Образование, СемьяВлияние семьи на формирование агрессивного поведения у ребенка. Агрессивный ребенок не редкое явление в современном мире. К сожалению, для многих родителей – это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребенка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребенком, проявляющим агрессию. Чем опасна агрессия? Как помочь ребенку с агрессивным поведением?
Агрессивный ребенок становится большой проблемой для родителей, воспитателей, учителей. Такого «сложного» ребенка очень трудно принять и еще сложнее понять, в чем причина такого поведения. Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребенок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он дает понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.
Безразличие и жестокость со стороны родителей могут приводить к проблемам в детско-родительских отношениях, итогом которых становится уверенность ребенка в том, что его не любят. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и «заслужить» любовь родителей, дети пытаются привлечь их внимание любым способом, в том числе и агрессивным поведением. Если ребенок чувствует, что уязвим, если он не уверен в себе, если он не может влиться в детский коллектив и почувствовать себя там «своим», то и агрессия со стороны такого ребенка не заставит себя долго ждать.
Такие дети чаще всего не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что такая форма поведения приводит к каким-то негативным последствиям. Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.
Очень важно, чтобы родители и педагоги понимали, чем отличается «агрессия» и «агрессивность». Агрессия – это «разовый» поступок ребенка, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим. Агрессивность – это форма поведения, которая со временем становится «привычной».
Среди видов агрессии можно выделить следующие. Вербальная агрессия – этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы. Физическая агрессия проявляется в конкретном физическом воздействии по отношению к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и прочее. Прямая агрессия – вид агрессии, который направлен на определенный объект. Косвенная агрессия – с помощью этого вида агрессии ребенок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать. Аутоагрессия – ребенок использует агрессию против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизации.
На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребенка? Ребенок не может контролировать свои слова, действия, эмоции, поведение в целом. В редких случаях может пытаться взять под контроль свое поведение, но ничего из этого не выходит. Ребенок часто ругается с ровесниками и взрослыми, целенаправленно вступает с ними в споры и выясняет отношения, ломает игрушки, рушит строения, выполненные другими, любит портить вещи других и при этом получает явное удовольствие, не реагирует на просьбы, указания и нарушает установленные правила, намеренно совершает «плохие» поступки.
Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьезная причина – несправедливое наказание, обида – то злость ребенка и его агрессия вполне оправданы и в таких случаях считаются абсолютно нормальной реакцией ребенка. Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребенка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).
При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребенка родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за помощью в случаях, если ребенок изображает себя в виде маленькой фигуры (относительно других объектов, находящихся на рисунке), рисует себя в «закрытой» позе – вытянутая, угловатая фигура с прижатыми к телу или спрятанными за спину руками и так далее.
Диагностику агрессивного поведения ребенка должны проводить специалисты – психолог, психотерапевт, невропатолог.
Главная цель такого диагностирования – выяснить причину агрессивного поведения, понять, зачем, почему и от чего он защищается. Также следует прояснить, какие есть «ресурсы» у данного ребенка, на них можно будет «опереться» в решении данной проблемы.
Каковы же причины детской агрессии? Если у родителей и ребенка не установлена или утрачена положительная эмоциональная связь, если родители решают свои проблемы между собой очень бурно и эмоционально и винят ребенка в своих проблемах, то это может привести к появлению и закреплению агрессии в поведении детей. Здесь возможны два варианта развития событий, ведущие к агрессии. Подражание когда агрессия воспринимается как допустимый вариант поведения и усвоенный способ решения проблем. Утрата надежной привязанности – когда нет контакта. Если контакт родителя и ребенка утрачен или он не был установлен с самого начала, проявление агрессии в поведении ребенка не заставит себя долго ждать.
Также одной из причин агрессивного поведения ребенка может быть низкая самооценка. Если ребенок не уверен в себе, то он не уверен и в окружающих. Низкая самооценка «рисует» в воображении опасность, которая может исходить от ровесников, родителей, педагогов. В подобных случаях ребенок, не дожидаясь, когда его обидят, начинает вести себя агрессивно сам, предупреждая таким образом придуманную атаку «из вне». Если у таких детей на фоне заниженной/низкой самооценки нет возможности получить эмоциональную поддержку от родителей, то есть вероятность, что ребенок сделает выбор в пользу агрессивной формы поведения.
Полное отсутствие контроля, как и его чрезмерное проявление, несут в себе большую опасность влияния на формы поведения ребенка и, в частности, на уровень проявления агрессивного поведения. Чрезмерность контроля со стороны родителей может порождать страх, тревогу, которые, аккумулируясь в ребенке, приведут к неизбежному протесту против существующих правил. Часто это происходит именно в форме агрессии.
Желание быть лучшим среди сверстников часто подталкивает детей к проявлению агрессивной формы поведения.
Современные герои мультфильмов, художественных и документальных фильмов, компьютерных игр, вне зависимости от того – положительные они или отрицательные, несут в себе агрессию. Часто на экранах мы видим применение силового вмешательства в якобы «благих» целях. Взрослые понимают, что это – крайний вариант выхода из ситуации, ребенок же считывает это послание призывом действовать подобным образом в любых ситуациях. Этот путь они считают самым удобным в достижении определенного статуса среди сверстников. В таких случаях важно объяснить ребенку, что есть разные пути достижения статуса лидера: например, через способности и увлечения.
В настоящее время ребенок, попадая в тот или иной социум, детский коллектив, видит различные варианты поведения. Если в классе «поддерживается» агрессивное поведение, то ребенку, дабы не выделяться и не быть аутсайдером, проще надеть «маску агрессии», нежели бороться с подобными «нормами». Давление, которое оказывает на ребенка класс, можно сравнивать с феноменом толпы – противостоять такому давлению сложно даже взрослому человеку, не говоря уже о детях.
Большинство родителей на разных возрастных этапах рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением ребенка. И главное, что они должны помнить в такие моменты, – решать эту проблему можно и нужно только через любовь, ласку и уважение к своему ребенку.
КОММЕНТАРИЙ
Людмила Владимировна Петрановская, семейный психолог, педагог и публицист:
– Родителю нужно знать некоторые истины, которые помогут ему в борьбе с агрессией ребенка. Всегда важно давать выход эмоциям, не «зажимая» их и не «подавляя». Этому должны научиться сами родители, а уже потом научить этому своих детей.
Важно, чтобы ваши слова не расходились с вашими действиями. Отдавайте себе в этом отчет. Не требуете от ребенка того, чего не можете выполнить сами.
Если вы хотите, чтобы ребенок экологично выражал свои эмоции, обратите внимание на то, как делает это его окружение, и прежде всего, вы – родители.
Если «приступ» агрессии уже начался, ребенок кричит, пытается ударить, то лучший вариант – крепкие объятия. Когда он успокоится, вы можете сказать, что готовы выслушать его всегда, когда ему плохо. Беседовать с ребенком в такие моменты лучше без посторонних и без эмоционально окрашенных слов и выражений.
Всех родителей, столкнувшихся с агрессивным поведением ребенка, интересует вопрос: «Как правильно подойти к коррекции такого поведения?». Следует отметить: для того чтобы был виден устойчивый результат работы, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический характер, а постоянный и комплексный. К наиболее популярным способам коррекции агрессивного поведения, особенно в дошкольном возрасте, можно отнести арт-терапию во всем ее многообразии: изотерапия – можно использовать различные способы рисования: кляксотерапия, рисование пальчиками, ладонями, стопами, песочная терапия, глинотерапия, куклотерапия – можно приобрести или сшить самим куклы для кукольного или пальчикового театра, изготовить бумажные фигурки для настольного театра, сказкотерапия – сочинение сказок самим ребенком и для ребенка. Важно предлагать для ребенка роль с позитивной силовой характеристикой, к примеру: рыцари, богатыри, танцевальная терапия. Следует обратить внимание на подвижные игры, способствующие снятию напряжения и нейтрализации агрессии, игры на развитие коммуникации ребенка и позитивной модели поведения, игры на развитие эмпатии и релаксационной направленности.
Для выхода накопившейся агрессии ребенку можно предложить комкать и рвать бумагу, подраться с подушкой или боксерской грушей, использовать «мешочек/стаканчик для криков», использовать надувные дубинки, водяной пистолет, батут, пинать ногой консервную банку, втирать пластилин в картон.
Нельзя запрещать ребенку выражать негативные эмоции. Подчеркивайте, что любые эмоции – это нормально!
Помогите ребенку найти способ для «экологичного» выражения агрессии (это может быть спортивная секция, подвижные игры). Разговаривайте с ребенком, спрашивайте о том, что его беспокоит. Повышайте самооценку ребенка: хвалите за его «сильные» стороны, подчеркивайте достоинства. Снижайте уровень критики. Постарайтесь исключить или минимизировать агрессию из окружающего мира ребенка – наказания, ТВ и компьютерные игры с агрессивными акцентами, грубые фразы в разговоре. Старайтесь общаться из позиции «на равных».
Мария МАТЕКИНА
Отправить ответ
1 Комментарий на "«Не лезь! Поставлю в угол!»"
Иногда замечаю, когда утрачивается связь родителей с ребенком. И это же отражается на его поведении, отношении к сверстникам. Была свидетелем несколько раз подобных сцен. Это страшно, когда ребенок подавляет другого ребенка.