Казачьему роду нет переводу
Новость в рубрике: Избранное, Культура, Религия, СемьяСемья с древнейших времен была одной из важнейших ценностей человечества. И каждая на протяжении многих поколений впитывала в себя историю, культуру, традиции и обычаи своего края и своей Родины. В богатой традициями истории казачества среди основ образа жизни казачьей общины главной ценностью всегда была крепкая семья.
Первоначально казачий Круг давал одобрение брачным союзам. Долгое время, даже с появлением храмов, жених и невеста вначале приходили на Круг или собрание у станичной избы и, помолясь Богу, кланялись на все четыре стороны, и жених, назвав невесту по имени, говорил: «Ты, например, Настасья, будь мне жена». Невеста, поклонившись ему в ноги, отвечала также: «А ты, Иван, будь мне муж». Этот обряд в старину считался всеобщим. Утвержденное таким образом бракосочетание считалось законным. Даже после распространения церковного обряда бракосочетания казаки предварительно исполняли свой старинный обычай на Кругу, где заключался гражданский союз, а затем уже венчались в церкви.
Казачьи традиции запрещали жениться на родственнице ближе седьмого колена. Также нельзя было создавать семью с детьми крестных. По православной традиции кума и кум на Дону считались близкими родственниками. Было еще одно негласное правило: жених обязан быть старше своей невесты.
В казачьих семьях главой всегда был отец, казак-воин, а окончательное слово было за дедом – как за старейшиной на Кругу.
В этом семья в миниатюре повторяла казачью общину.
Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях и походах, и пребывание его в семье, станице было кратковременным. На плечи матери-казачки ложилась вся работа по дому. Под ее неусыпным контролем находилось все, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонте одежды.
Редактор «Донских областных ведомостей» Семен Номикосов, составляя «Статистическое описание Области войска Донского», дал следующую характеристику донской казачке: «Она умела не пустить нужду в дом в отсутствии казака-кормильца, умела приобрести хлеб и скот и умела сохранить свое имущество от степных хищников.
Женщины казачки были в семьях равноправными вне зависимости от их национальности. Казаки редко обижали своих жен, да и казачки имели характер самостоятельный и гордый. Современники писали: «Соедините красоту и обаяние русской женщины с красотой черкешенки, турчанки и татарки, да если прибавить бесстрашие амазонок – перед вами портрет истинной казачки». Всем известно, как казачки гордились своим происхождением – часто они говорили: «не боли, болячка, я – казачка».
В казачьей семье отец и мать пользовались уважением у детей, которые обращались к ним только на «Вы». Семьи казаков были большими, иногда вместе проживали три – четыре поколения. Одна семья могла насчитывать 25 человек, а то и больше. Этому способствовало особое социальное положение казаков и специфический образ жизни: необходимость обрабатывать большие земельные участки, невозможность отделения молодой семьи во время службы или до ее начала, относительная изолированность семейного быта. Отношения членов семьи регулировались теми же правилами. Старшими в семье были родители, которые распо- ряжались всем имуществом по своему усмотрению.
Рождение ребенка – всегда радостное событие для всей большой семьи. Своих детей казаки воспитывали в атмосфере любви и добра. Но это не означало, что ребенка чрезмерно баловали, потакая ему во всем. Ровные и добрые отношения к ребенку не противоречили требовательности и строгости. Казаки старались не бить детей. Физическое наказание могло воспитать труса, а казак должен быть храбрым и смелым воином. Когда в семье казака рождался мальчик, то устраивали широкий праздник: родился будущий воин, защитник.
Казаки строго соблюдали старые обычаи. На сороковой день младенца крестили. Христианское крещение означало вступление ребенка в духовный мир. Дети при крещении получали имя святого, который считался его небесным покровителем. Родственники новорожденного, приходившие в дом, приносили «на зубок» пульку, стрелу, кинжал. Когда у мальчика показывался первый зуб, отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину. А когда ему исполнялся год, вели к первому причастию. Тогда же мальчика впервые сажали на коня и надевали на него шашку. Отец брал коня под уздцы и проводил его по двору.
Казачат стригли первый раз в год. Крестная мать срезала пряди волос с головы своего крестника и отдавала их матери. Пряди хранились всю жизнь в святом углу за иконой.
До семи – восьми лет мальчик рос в женской половине дома, но в его воспитании принимали участие как женщины, так и мужчины. Главным на этом этапе воспитания был личный пример и погружение мальчика в казачью среду. В этом возрасте особое внимание уделялось физическому развитию. Если мальчик упадет и заплачет, мужчины запрещали своим матерям и бабушкам с ним нянькаться и говорили: «Не балуйте казака».
В возрасте восьми лет мальчик переходил в мужскую часть дома, и отец начинает брать его с собой на «беседы». На этом этапе главной целью было научить мальчика справляться со страхами. Старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»
В 12 лет процесс обучения физической культуре в основном завершался, и казачонка начинали учить пользоваться боевым оружием. С 16 лет парень начинал охотиться на волков и кабанов и становился полноценным воином, обученным скакать на лошади, рубить шашкой и метко стрелять.
Когда в семье появлялась девочка, то устраивался тихий семейный праздник. В честь рождения девочки отец или дед сажал иву, березу. Стройное дерево с гибкими ветвями символизировало будущую казачку и являлось ее талисманом.
После рождения малышки ее тетки, мамки и будущая крестная «смывали с дочушки заботы». С песнями и добрыми словами родственницы омывали маленькую казачку и желали ей счастья. На этот праздник приглашался только отец. Его кормили пересоленной и перченой кашей, чтобы съесть все горести и беды, которые ждут его дочь в жизни. На первый шажок девчушке дарили ленточку, на косичку дарили бантик и гребешок, платочек в церковь ходить. Девочек воспитывали как хранительниц домашнего очага.
До 13 лет они играли с мальчиками в одни игры, даже обучались верховой езде, а потом поступали под опеку крестных и бабок. Их обучали шитью, учили выстегать узором кафтан или одеяло, приготовлению пищи, вязанию и так далее. Не было казачки, которая бы не могла шить, кроить одежду, вязать чулки, носки, кружева, вышивать рушники, салфетки, стегать одеяла. Всю рабочую одежду для семьи, в основном, шили сами казачки. Особенно казачки славились кулинарным талантом в приготовлении блюд, свойственных казачьему укладу жизни. Из поколения в поколение передавались казачке от матери и бабушки секреты каждой семьи в приготовлении опары и прибелки для теста под выпечку хлеба и других мучных изделий. Юные казачки росли в относительной свободе, даже жениха они часто могли выбрать себе сами, разумеется, если тот был из казаков, и против воли дочерей замуж не отдавали.
И если казаки во время долгих походов снискали великую славу Войску Донскому, то трудолюбивые казачки, наши бабки и прабабки, наши матери, сохраняли и земли, и богатство, и род наш казачий.
Во все времена семья считается основой общества. Семья – это самое главное, что есть у человека. Семья – это там, где тебя любят и ждут.
Н.О. Хандова, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!