«У них на Масленице жирной водились русские блины»
Новость в рубрике: КультураКак русские классики описывали блинную неделю. Масленица – один из самых любимых народных праздников. Основа традиционного действа – борьба сил Зимы и Весны, завершающаяся веселым сожжением чучела Зимы или Масленицы. В России этот праздник отмечался повсеместно, празднуется он и сейчас. Масленичные ритуалы давно стали веселыми игровыми обрядами, а обилие подходящих для праздника забав, веселых состязаний, игр просто неисчерпаемо. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.
Более того, она нашла довольно широкое воплощение и в русской литературе.
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на Масленице жирной
Водились русские блины».
Так описывает А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» семью Татьяны, желая показать ее традиционность, патриархальность, воплощение знакомой поэту с детства русской деревни. Арина Родионовна, разумеется, рассказывала маленькому Пушкину про Масленицу, а возможно, он даже праздновал ее со всеми атрибутами: переодеваниями в мифических существ, плясками, кулачными боями, катанием на прабабушке современной карусели – на столб крепилось колесо, к нему привязывались веревки, участники брались за другой конец, разбегались, раскручивая колесо, и под действием центробежной силы поднимались над землей. Описывая, какая Масленица была у Лариных и какие жирные блины ела Татьяна, Пушкин противопоставляет ее мир: домашний, теплый мир преданий и верований – миру Онегина с балами, прогулками по бульварам и черепаховым супом на ужин.
Н.В. Гоголь в «Мертвых душах» пишет: «Прошу покорно закусить», — сказала хозяйка. Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было…»
Узнали к кому из помещиков заехал Чичиков? Правильно, к Коробочке. Здесь блины упоминаются с той же целью, что и у Пушкина – показать традиционность быта героя. Но в «Мертвых душах» другая задача. Пушкин хвалит Лариных за их приверженность к старине, Гоголь же выставляет Коробочку с ее мелочностью смешной.
При том что блины в «Мертвых душах» совсем никак не связаны с Масленицей. Там попросту не то время года. Выглядывая из окна, Чичиков видит «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем». Так что появление на столе блинов неожиданно, но очевидно, опять же используется для создания образа хозяйки.
В «Снегурочке» А.Н. Островского обращение к теме Масленицы тоже можно считать созданием атмосферы: сюжет разворачивается в некие мифические, и, очевидно, стародавние времена. Но для Снегурочки эта песня-обращение к Масленице, которую она называет Масляницей на старый манер, это крик души. Ее оставили одну в лесу, для нее начинается новая жизнь с Бобылем и Бобылихой. Прощание со старым трудно, но необходимо ради будущего – это и мысли Снегурочки, и суть самого праздника.
«Честная Масляница!
Веселенько тебя встречать, привечать,
Трудно-нудно со двора провожать.
Уж и как нам тебя вертать, ворочать?
Воротись, Масляница, воротися!
Честная Масляница!
Воротися хоть на три денечка!
Не воротишься на три денечка,
Воротися к нам на денечек!
На денечек, на малый часочек!
Честная Масляница!»
И.А. Бунин в произведении «Чистый понедельник» писал: «…В трактире Егорова в Охотном Ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, за- литых сверх меры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским».
В XIX веке Масленица в трактирах праздновалась очень широко. Основной контингент – извозчики, мелкие чиновники, торговцы – невзыскательный люд, который рад и стопке водки, и жирным блинам на закуску. Но для героев Бунина все сложнее. Они оба влюблены, богаты, молоды, красивы. Они могут продвигать жизнь без остановки, чем они и занимаются, но их неполные, непонятные отношения сводят с ума обоих. И тогда героиня решает расставить все точки над i раз и навсегда. Как Масленица всегда ассоциируется с разгуляем, веселой игрой, обжорством и незнанием меры, так же жили и они. Но, как гласит пословица, не все коту Масленица – будет и Великий пост. В чистый понедельник героиня резко меняет свою жизнь, так что этот трактир с блинами был последним моментом совместной разгульной жизни.
Получается, что, несмотря на свои языческие корни, Масленица, как никакой другой праздник, смогла прижиться и взаимоувязаться с праздниками церковными и, как результат, остаться в истории и литературе. Для русских писателей Масленица была всегда показателем разгульности, свободы, изобилия, но в то же время ностальгии по временам и нравам былых лет.
А Цветаева блины из вина делала
Многие из нас любят и на широкую ногу отмечают Масленицу, ходят по гостям, отмечая проводы зимы и встречу долгожданной весны, ведь это возможность вдоволь наесться блинами. Пышные, ароматные, жирные, румяные, невероятно вкусные блины стали непременным атрибутом Масленицы, ведь они символизируют солнце, яркое и жаркое, которого мы ждали всю зиму.
Трудно сказать, когда впервые блины появились на нашем столе, однако достоверно известно, что они были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов.
Наверняка и сейчас у каждой хозяйки есть свой, проверенный временем и вкусами родных блинный рецепт, который достался ей еще от бабушки. Свой любимый блинный рецепт был и у Марины Цветаевой. Своими блинами она угощала жителей коктебельской дачи другого известного поэта Максимилиана Волошина. В чем оригинальность Цветаевских блинов? В десертном вине, которое она добавляла в тесто, благодаря чему блинчики приобретали ароматную карамельную корочку и оригинальный вкус.
Очень образную характеристику блина как ритуального кушанья дал А.И. Куприн: «Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!