Всем – равные возможности
Новость в рубрике: Образование, СемьяВ детском саду «Теремок» реализуется программа инклюзивного образования детей. В дошкольный период у ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Расширяются границы окружающего мира, который растущий человечек старается узнать и исследовать. И от того, в каких условиях он будет расти, развиваться, зависит его будущее. О том, какие условия созданы в Центре развития ребенка – детском саду первой категории № 6 «Теремок», мы говорили с заведующей С.В. Бондаренко.
Светлана Витальевна, некоторые родители уверены, что совсем не обязательно отдавать ребенка в детский сад. Можно воспитывать детей и дома, своими силами…
– Я всегда принадлежала к числу тех, кто считал, что ребенку детский сад и важен, и необходим. Детский сад дает возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить, что, начиная с трех лет, а уж с четырех – совершенно точно, ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.
Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка.
Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что, помимо мамы, есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться.
С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово «дисциплина» у многих из нас может вызывать достаточно негативное отношение, но если под ним понимать всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы. Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Нужен ребенку детский сад или нет, конечно, решают родители.
Какая образовательная программа применяется в саду?
– Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
Особое внимание уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у воспитанников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям семьи и родного края.
В «Теремке» уже несколько лет успешно реализуются программа «Доступная среда», программы инклюзивного образования…
– Для успеха инклюзивного образования необходимо создание адекватной возможностям ребенка развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем саду отвечает не только общим, но и особым образовательным потребностям таких воспитанников. Организация пространства включает подготовку помещений, оснащение мебелью, оборудованием.
Инклюзивное образование очень важно, поскольку оно обеспечивает всем равные возможности в получении образования и в социализации, которая не может адекватно проходить в закрытых заведениях, в условиях изоляции.
Есть оборудование для развития общей подвижности, моторики, средства для развития невербальной коммуникации, игровое оборудование для развития ручных навыков, тактильного, зрительного, слухового восприятия.
Многие, несмотря на активно действующие по всей стране программы инклюзивного образования, до сих пор сомневаются в их целесообразности. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья боятся за своих чад, не хотят отпускать их в незнакомую социальную среду, опасаются, что им будет сложно в детском коллективе.
Есть также опасения и у других родителей. Им почему-то кажется, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья может как-то негативно воздействовать на их детей. Поэтому важна работа по повышению уровня компетентности в вопросах инклюзивного образования не только родителей детей с ограниченными возможностями, но и со всеми родителями вообще. Для родителей в детском саду проводятся консультации, практикумы, родительские собрания.
Многих родителей волнует, как попасть ребенку с ограниченными возможностями здоровья в детский сад. Прежде чем получить направление в наш детский сад, где есть возможности для инклюзивного образования, дети проходят специальную районную психолого-медико-педагогическую комиссию. А уже мы создаем условия для конкретного ребенка.
Поэтому у нас есть дети на полной инклюзии, то есть посещают детский сад каждый день и самостоятельно находятся в группе. Есть дети на частичной инклюзии, которые приходят на занятия в сопровождении взрослого и занимаются неполный день в общей группе с ребятами, а также посещают индивидуальные занятия у логопеда и психолога. Конечно, к каждому ребенку мы подходим индивидуально, ведь адаптация к детскому коллективу у всех проходит по-разному.
Совместное образование дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в дошкольном учреждении созданы специальные условия обучения. В 2017 году в нашем образовательном учреждении проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды для обеспечения физической доступности образовательных организаций для инклюзивного образования детей-инвалидов в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
У входа в детский сад установлен подъемник, сделана специальная разметка для передвижения на коляске, расширены дверные проемы на входе в детский сад и в его внутренних помещениях, оборудована туалетная комната, куда можно въехать на инвалидной коляске.
Закуплено специальное оборудование для реабилитационных мероприятий детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – тренажеры, интерактивные доски, столы для рисования песком.
Расскажите о группах компенсирующей направленности.
– В нашем дошкольном учреждении функционируют 11 групп, из них две группы компенсирующей направленности, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, и девять групп общеразвивающей направленности.
В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи реализуется адаптированная программа по коррекции речи детей дошкольного возраста. Коррекционная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных направлений в деятельности нашего учреждения.
Коррекционная работа в группах компенсирующей направленности осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. При комплектовании подгрупп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности.
Основной задачей коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности является закрепление поставленных звуков и введение их в активную речь, уточнение и расширение словарного запаса в процессе всех режимных моментов.
В этих группах работают педагоги с высшей квалификационной категорией и большим стажем педагогической работы – Тареса Евгеньевна Середа, Светлана Евгеньевна Зиновьева, Любовь Васильевна Булипова, Жанна Анатольевна Родичева.
Мы активно сотрудничаем с Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района по оказанию психолого-педагогической, социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, проблемами в развитии.
В нашем детском саду функционирует и свой психолого-медико-педагогический консилиум, который обеспечивает системную деятельность различных специалистов и семьи в индивидуальном развитии и укреплении здоровья ребенка с ОВЗ. Важное направление работы консилиума – раннее выявление нарушений в речевом и познавательном развитии детей дошкольного возраста.
В нашем учреждении работают замечательные специалисты – учитель-логопед и педагог-психолог. Педагог высшей квалификационной категории с большим стажем и опытом работы, учитель-логопед Н.В. Толстопятова работает в детском саду «Теремок» уже 21 год, также являясь руководителем районного методического объединения учителей-логопедов.
Наталья Валентиновна в своей работе использует современные образовательные и коррекционные технологии с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
В процессе коррекции и развития речи Наталья Валентиновна также применяет современные логопедические технологии, направленные на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы.
Это игровые технологии, технологии логопедической, фонетической, речедвигательной ритмики, технологии психомоторного развития, информационно-коммуникативные (интерактивная доска, интерактивный стол) и здоровьесберегающие технологии.
Педагог высшей квалификационной категории, педагог-психолог А.П. Шевцова, стаж работы которой более 17 лет, – это творческий, грамотный специалист, любящий детей. Анна Павловна уделяет много внимания формированию у воспитанников как познавательных процессов, так и развитию личностной сферы. Большое внимание уделяет работе с детьми с особыми возможностями здоровья, эффективно помогая им.
Благодаря слаженной работе, новым технологиям результаты коррекционной работы из года в год повышаются. С каждым годом повышается процент выпускников, которым в дальнейшем не требуется помощь логопеда.
Какие мероприятия проводятся в вашем образовательном учреждении?
– С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, все чаще и чаще их жертвами становятся дети, поэтому этой проблеме в нашем саду уделяется особое внимание. Мы считаем, что с дорожной азбукой нужно знакомить детей с младшего возраста.
В «Теремке» сформирована учебно-материальная база по безопасности дорожного движения. В группах оборудованы уголки безопасности, где собран наглядный материал для каждой возрастной группы, который регулярно пополняется и обновляется.
Данный материал включает в себя макеты, модели, схемы безопасного пути в детский сад. Для занятий с детьми подобраны дорожные знаки, игрушки – транспорт, плакаты, книги, рабочие тетради и альбомы «Безопасность для дошкольников».
Для старших дошкольников уголки безопасности комплектуются макетами-лабиринтами: «Перекресток», «Улица нашего города», «Помоги Незнайке перейти улицу», «Дорога от дома до детского сада», подборками, касающимися педагогических ситуаций «Чтоб огорчений избежать, правила дорожные надо уважать», ситуационными играми «Служба спасения» и другими.
Также в нашем садике проходят встречи с участием инспекторов ГИБДД, Донского отдельного батальона ДПС ГИБДД № 1. Инспекторы проводят беседы с воспитанниками, проводят практический инструктаж, дают советы педагогам, содержащие рекомендации для родителей по обучению детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения.
С этой же целью в родительских уголках каждой возрастной группы имеется иллюстративный материал и рекомендации по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Наши воспитанники активно принимают участие в различных викторинах и конкурсах по Правилам дорожного движения.
2019 году детский сад занял второе место в региональном конкурсе ДОО «Родительский патруль» и «ПДД вместе с ЮПИД» в рамках реализации Стратегии безопасности дорожного движения 2018 – 2024 гг.
Хочется сказать о мероприятиях, проводимых в детском саду, по воспитанию уважительного отношения к традициям и культуре родного края. Это развлечения, викторины, праздники, конкурсы творческих работ детей и их родителей.
Ярко и весело у нас прошел праздник «Масленица», в котором дети не только веселились и играли, но и знакомились с народными традициями, обычаями и культурой.
Особое место занимает патриотическое воспитание дошкольников. В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России в нашем саду были организованы и проведены мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Они проводились в форме тематических занятий, бесед о стойкости, мужестве героев войны, конкурсов, в которых дети вместе с родителями приняли активное участие. Воспитанники «Теремка» приняли участие в гражданских акциях «Георгиевская ленточка», «Окно Победы», во Всероссийском конкурсе детского рисунка, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Я рисую День Победы!», во Всероссийском конкурсе чтецов, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Живое слово о войне».
Хорошей традицией в детском саду стало ежегодное проведение в начале апреля театральной недели. В 2019 году это была Неделя русских сказок, а в 2021 году – «Хоровод Дружбы».
Воспитанники старших и подготовительных к школе групп готовят театральные выступления, каждая группа представляет национальность, живущую в Донском крае, рассказывая и показывая особенности национальных традиций, фольклора, культуры разных народов нашего многонационального края.
Как за время вашей работы поменялись методы и подходы к воспитанию и образованию детей?
– Говорить о том, что какие-то методы работы ушли в прошлое, в корне неправильно – мы все равно их применяем. Другое дело, что время диктует нам новые условия работы. Педагоги нашего детского сада постоянно находятся в поиске новых интересных форм работы, изучают и применяют в своей работе инновационные технологии.
Если раньше воспитатель учил детей по заранее намеченному плану, то сейчас мы должны исходить из интересов детей. Недаром федеральный государственный стандарт дошкольного образования говорит нам об индивидуализации дошкольного образования. Мы должны найти индивидуальный подход к каждому своему воспитаннику.
Большое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности воспитанников, где дети сами находят ответы на интересующие их вопросы, использованию современных информационных технологий – это компьютер, интерактивная доска, интерактивный стол. Это позволяет сделать образовательный процесс более совершенным, продуктивным и эффективным.
Как организовано питание в вашем детском саду?
– Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест. В детском саду питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Пищеблок детского сада оснащен всем необходимым техническим оборудованием.
Мы руководствуемся основными принципами организации питания в детском саду. Это и максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона, и правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, и высокие вкусовые качества блюд, а также оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.
Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в детский сад осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Также мы обязательно информируем родителей об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню, в котором указывается наименование блюда, объем порции и его калорийность.
Расскажите, как благоустроена территория садика и какие планы по благоустройству будут реализовываться?
– Действительно, благоустройство и озеленение участков любого детского садика способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развитию любознательности, способности удивляться, а также укреплению здоровья детей, развитию их самостоятельности, познавательной активности. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем.
Территория «Теремка», действительно, не маленькая и, что для нас немаловажно, находится вдалеке от автомобильных магистралей. Каждый год мы вкладываем много творчества, энергии, сил, материальных затрат в благоустройство и озеленение нашей территории.
В прошлом году мы купили детский игровой комплекс еще для одного группового участка, были заменены старые песочницы на новые. Также проводится большая работа по озеленению нашей территории. Каждый год мы что-то подсаживаем, обновляем клумбы новыми цветами, кустарниками.
У нас много планов по благоустройству, но прежде всего, это сохранить уже имеющееся на территории в хорошем рабочем состоянии. Очень хотелось бы осуществить асфальтирование хозяйственной зоны, дополнительное оснащение детских площадок новым игровым оборудованием, выделение зон под объекты благоустройства, например, таких как поляна наблюдений за природой, оснащение хозяйственной зоны.
Многое в решении поставленных задач зависит и от воспитателей…
– Безусловно, воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а еще – ежедневный нелегкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьез, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать надо на совесть, передавая детям все лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.
Прежде всего, это доброта и терпение. А еще справедливость, милосердие и понимание. Любовь к детям – только искренняя, перед малышами не слукавишь – они сердцем чувствуют. Я всегда говорю, что работа воспитателя – это диагноз. Другими мы быть не можем.
Мария Цыганова
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!