Учителю начальных классов Т.Д. Ольховик присвоено звание «Почетный гражданин Аксайского района»
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Избранное, ОбразованиеДля нее быть педагогом – значит, все свое сердце отдавать детям, значит делать все возможное и невозможное, чтобы ученикам было интересно на уроке, чтобы их знания были прочными. В 2023 году Татьяне Дмитриевне было присвоено звание «Почетный гражданин Аксайского района».
– Татьяна Дмитриевна, что значит для вас получение такого звания?
– Прежде всего, Почетный гражданин Аксайского района – звание очень высокое. Я благодарна и администрации города, и Управлению образования, конечно, родной гимназии за высокую оценку моего педагогического труда, который за 46 лет перестал быть профессиональной деятельностью, а превратился в образ моей жизни.
Что значит для меня это почетное звание, сказать трудно. Наверное, с одной стороны оно является для меня обобщением моего педагогического труда, опыта, а с другой – призывает все-таки не останавливаться на достигнутом. Творческий полет мысли должен быть все время внутри меня, внутри моего сердца, которое я уже давно отдала детям, и, конечно, он не должен быть завершен. Если я работала хорошо, с полной отдачей, то буду, насколько возможно, делать это еще лучше. Я буду стараться, потому что звание к этому обязывает.
– Что вы считаете главным в работе учителя?
– Первое, что сыграло роль в выборе моей профессии, это, конечно же, моя мама, которая очень хотела стать учителем начальных классов, но не смогла, потому что началась Великая Отечественная война. И еще был один человек, учитель начальных классов – Нина Васильевна Баранова, которая тоже повлияла на выбор моего пути. Это была невероятно отзывчивая женщина с очень добрыми глазами. Когда она проходила по классу, самая, наверное, высокая оценка, самая большая любовь ее заключалась не в похвале за хорошо сделанную работу, а поглаживание рукой по голове. Она коснется тебя, и на душе становится очень легко. Поэтому, когда я ходила в первый класс, то уже хотела стать учителем начальных классов. Я осуществила свою мечту.
Для меня быть учителем – высокая честь. Что главное для меня в этой профессии? Это, конечно, любовь к детям. Я не представляю своей жизни без моих учеников. Вот сейчас у меня второй класс. Но я постоянно интересуюсь успехами ребят, которые уже ушли от меня. Шестиклассники часто приходят ко мне, поддерживают, все время беспокоятся о моем здоровье. Первый вопрос, который они задают: «Как вы себя чувствуете, Татьяна Дмитриевна?». И тут же слышат в ответ: «Ребята, вы слушайтесь и обязательно хорошо учитесь». Наверное, это самое главное в жизни учителя, когда ты видишь их взросление и их рост.
Десятиклассники уже совсем взрослые. Я вспоминаю, какими они были в начальной школе, радуюсь тому, какими стали, понимаю, что в этом есть и частичка моего труда. Я старалась воспитать в них трудолюбие, считаю это очень важным, поскольку в дальнейшем это качество обязательно станет фундаментом и для учебы, и для жизни. Такие дети привыкли добиваться цели, идти вперед, добиваться успеха. Чем старше они становятся, тем лучше учатся, количество отличников в классе растет. Эта тенденция не меняется.
Современным детям особенно интересны ищущие собеседники. Они сами меняются каждое мгновение и от меня ждут того же. Они очень подвижны, энергичны, несмотря на то, что мы пытаемся держать в каких-то определенных рамках. В конце декабря мы поехали на новогоднее мероприятие. Прибыли в театр заранее. Чем заняться, когда еще есть время до представления, и звучит музыка? Взялись за руки, пошли по кругу, стали петь и танцевать. Праздники, которые мы проводим, они, конечно, играют свою определенную роль. Дети хотят видеть во мне помощника, а не только «ошибкоискателя», они ждут от меня понимания, хотят, чтобы рядом с ними был человек творческий, который не станет торопить, не будет заставлять жить и действовать только так, как он желает этого сам. Я считаю, что мое педагогическое кредо, призвание заключается именно в любви к учительскому нелегкому труду и очень бы хотелось превратить именно начальную школу в остров добра и любви к ребенку, чтобы она осталась в их памяти на всю жизнь.
– Какова роль педагога в обществе?
– Во все времена профессия учителя была одной из самых важных, уважаемых, учитель воспитывает в своих учениках, прежде всего, членов общества, передает им знания старших поколений, побуждает их на новые открытия, а значит, способствует развитию прогресса. Из этого следует, что от учителя зависит, какое будущее нас ждет, какое общество придет на смену нашему. Еще знаменитый деятель педагогической науки Ян Амос Каменский писал, что выше должности учителя не может быть ничего. Мне кажется, что эти слова подчеркивают роль педагога в нашем обществе.
– Какие качества вы воспитываете в своих учениках?
– Я уже говорила про трудолюбие. Главное, наверное, еще, чтобы у детей было желание учиться, чтобы они приходили в школу не потому, что надо или важно, а потому что хочется. Как учитель свою задачу вижу в том, чтобы разбудить мысли, чувства детей, научить их видеть красоту в окружающем мире. В данный момент большое внимание уделяю воспитанию гражданственности. Этому способствуют «Разговоры о важном», которые проходят в классах по понедельникам. В нашем классе есть уголок гражданина, который мы постоянно обновляем. Там расположены Гимн страны, символы государства. Каждому человеку нужны добро и милосердие. Как воспитать эти качества? Считаю, что собственным примером. Дети видят, как ты к ним относишься, стараются тебе подражать.
– Вы передаете свой опыт молодым коллегам?
– Я пришла работать в школу в 1977 году, отработала несколько лет, потом была руководителем районного методического объединения учителей начальных классов. Наталья Михайловна Голотина меня пригласила стать внештатным инспектором районного отдела образования. Мы часто ездили с ней по району, посещали уроки молодых специалистов, оказывали им помощь. Было время, когда я работала заместителем директора по учебной работе в начальной школе. Так вышло, что практически всегда я была наставником молодых учителей. Они обращались ко мне с разными просьбами. На данный момент в соседнем кабинете трудится Мадина Назимжоновна Пахомова. Сейчас я опекаю ее. Это перспективный педагог, который ищет новизну во всем, прислушивается к советам опытных коллег, очень часто бывает на моих уроках. Помогаю и другим учителям, которые ко мне обращаются – в разработке технологических карт уроков, в организации класса. Все, что знаю и умею, стараюсь им передать.
– Ваше самое большое достижение?
– Самое важное, пожалуй, присвоение звания «Заслуженный учитель Российской Федерации». Я одна из первых начала работу в Ростовской области по системе развивающего обучения после прохождения курсов в Москве. Программа обучения называется «Планета знаний».
В 2009 году я стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного проекта «Образование». Еще опыт моей работы был обобщен на страницах издания «Лучшие люди Дона». Также за достижения в области организации методической, воспитательной работы награждена общественной наградой «За вклад в развитие образования». Это самые основные достижения. Но я считаю, что это все-таки ступеньки роста. А вот главное – это воспитать настоящего человека. Эта задача намного важнее. В любом выпуске до 85 процентов моих детей учатся на «четыре» и «пять». Я думаю, что это тоже большой труд, большой вклад, ребята учатся с желанием, это самое важное.
– Какими качествами должен обладать педагог?
– Во-первых, безгранично любить детей. Это чувство должно гореть ярким пламенем в сердце педагога, профессия учителя должна быть призванием, чтобы человек всю душу отдавал детям.
Кроме того, учитель должен быть организованным. Он должен быть очень требовательным к себе. Учитель должен быть образцом для своих детей. Он должен соответствовать этому званию и внутренне, и внешне. Если я куда-то приезжаю, всегда спрашивают: «Вы работаете учителем или врачом?». Я отвечаю: «Все-таки учителем». Педагога сразу должно быть видно по организации.
– Каких принципов вы придерживаетесь в работе?
– Для меня главный принцип состоит в том, что обучение детей должно всегда проходить на высоком уровне. Считаю, что нужно равняться на сильного ученика, а все остальные должны к ним приближаться.
Один из принципов – должный удельный вес теоретических знаний. Сейчас внедряется новый Федеральный государственный образовательный стандарт, который предполагает единую государственную программу во всех школах страны. Думаю, что нынешний ФГОС позволит каждому ребенку овладеть определенной суммой знаний, позволит проявить себя разным детям.
Считаю, что необходимо идти быстрым темпом, постоянно двигаться вперед. Еще один принцип – осознание учащимися процесса обучения – общее развитие всех учеников в классе, в том числе наиболее сильных и наиболее слабых, потому что разница между ними велика. Эти принципы, с одной стороны, определяют отбор содержания, а с другой стороны – выбор методов обучения. Благодаря этому урок становится более динамичным, гибким. Здесь идет контроль не столько за степенью усвоения программы нового материала, сколько за движением детей.
–Расскажите о самых ярких моментах в работе. Что запомнилось больше всего?
– Самым запоминающимся был первый год работы. Вернувшись в родную школу, переживала, все ли получится, смогу ли понравится детям, заинтересовать их, будут ли мои учителя воспринимать меня не как ученицу, а как учителя, но поддержка директора школы Т.И. Белоусова, завуча Т.К. Степановой, моего наставника М.С. Теплой дали возможность поверить в свои силы, почувствовать вкус к работе. Я очень благодарна им за это.
У каждого учителя есть свой определенный конек. Я очень много работаю над каллиграфией.
Считаю, что в работе должна быть опрятность, аккуратность. Очень часто выпускники приходят ко мне в гости. Интересно, когда сидит взрослый папа, который привел ко мне своих детей, и говорит: «Татьяна Дмитриевна, я до сих пор пишу так же красиво, как вы меня учили».
Вот работаешь, вкладываешь много сил в сильных учеников, в их развитие, а помнят больше слабые ученики, те, кому постоянно помогал. Это проверено годами. Некоторые ребята даже перебегают дорогу, чтобы поздороваться, спросить, как дела. Это остается в памяти.
Помню Владимира Галбан, который жил какое-то время на Кубе, а потом приехал в Аксай. Мама целый год сидела на уроках и переводила с русского языка на испанский. До сих пор его встречаю.
– Сколько учеников вы воспитали за годы работы в школе? Поддерживаете связь с выпускниками?
– От 500 до 600 учеников выпустила точно. Конечно, есть те, кто звонит, приходит в школу. В Аксайском районе работает больше десяти моих учеников, многие трудятся в Ростове. Много врачей, но учителей, конечно, больше. Только в гимназии работают четыре человека. Ольга Юрьевна Шищенко, Наталья Викторовна Благодерова, Ирина Ивановна Хрыкина, Ольга Алексеевна Лагунова. Лиза Арустамян преподает в языковом центре. Людмила Александровна Чернокозова в СОШ № 4 г. Аксая работает. Екатерина Александровна Кузьменко стала психологом и ведет ментальную математику. Есть выпускницы, которые преподают в Таганроге.
– Какие, по вашему мнению, наиболее актуальные проблемы стоят перед образованием сегодня?
– Наверное, проблема в том, что ищут новые программы, методы, которые помогли бы в начальной школе детям овладеть фундаментом. Над этим работают и учителя, и ученые. Сказать, что все проблемы решены, нельзя.
Глобальная проблема – нехватка кадров. Не все педагоги готовы остаться в школе. Почему? Объем работы большой. Учеба в институте это одно, там может все получаться, а когда специалисты приходят в школу, могут возникать трудности. Не все хотят вникать в премудрости профессии, набираться опыта, готовиться к урокам, вести необходимую документацию.
Есть проблема преемственности между детским садом и школой. Дети приходят с разным уровнем подготовки. Кто-то готовится к школе дома, кто-то посещает специальные центры. Одни дети читают, другие – еще нет. Есть проблема преемственности начальной школы и второй ступени образования. В средней школе уже нет такого количества внимания и заботы ребятам, они становятся более самостоятельными. Бывает, что на этой почве у учеников снижается успеваемость.
Проблемой является увлечение гаджетами. В итоге ученики мень-ше времени уделяют урокам, не так охотно читают книги. У многих де-тей плохое зрение. К каждому ребенку необходимо найти свой ключик, заинтересовать предметом, оторвать от телефонов и компьютеров. В этом и состоит задача учителя.
– Как профессия учителя будет меняться в будущем?
– Хотелось бы, чтобы в школу приходили учителя с сердцем, которые бы шли сюда по призванию, а дети хотели учиться. Одно время говорили о том, что вместо учителей будут тьюторы, а ребята будут учиться онлайн. Может быть, когда-то и будет, но сейчас это неприемлемо. Живое слово учителя, любовь и внимание ничто не заменит.
А еще мне хочется, чтобы уровень образования детей был высоким. Сегодня у учителей и учеников есть все средства для этого, главное желание и труд.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
2 Комментарий на "Учителю начальных классов Т.Д. Ольховик присвоено звание «Почетный гражданин Аксайского района»"
Прекрасный учитель, много хороших слов о ней слышала!
Вот полностью согласна с тем, что учитель с сердцем, которой в школе работает по призванию, а дети хотят учиться — это так важно. это даже моя мечта.