Орел горделивый в дулёвской посуде
Новость в рубрике: КультураКоллекция фарфора и фаянса – одна из самых красивых в музее
История самых известных производителей фарфора и фаянса не только в России, но и в мире связана с династией Кузнецовых. Об этом рассказывают экспонаты Старочеркасского музея-заповедника.
Кузнецовы были выходцами из Гжели. Основатель династии Яков Васильев – деревенский кузнец, старообрядец. Яков часто бывал на местном рынке и видел, что спрос на глиняную посуду превышает предложение. Основными покупателями были крестьяне, которые приобретали дешевую посуду и были готовы к тому, что она из-за кривизны и дефектов будет недолговечна. Но и богатые помещики интересовались товаром, однако на рынке ничего не покупали. Именно эта ситуация и подтолкнула Якова Васильева заняться изготовлением посуды. В 1810 году уже заработал первый фарфоровый завод Кузнецовых.
С расширением производства Яков привлекает к делу своих сыновей Терентия (1781 – 1848) и Анисима (1786 – 1850), которые и взяли себе фамилию Кузнецовы по профессии отца-кузнеца. В 1812 году керамический завод Кузнецовых начал работать на полную мощность.
Новая фабрика старалась отвечать запросам всех слоев населения. Там начали изготавливать как дешевые товары для крестьян, так и более дорогие для помещиков. Немало средств было вложено в развитие нового производства, только количество работников было доведено до 400 человек. Однако в Гжели была высокая конкуренция, и братья решили переехать. Все это время они подыскивал новую площадку для строительства мануфактуры.
В 1832 г. во Владимирской губернии, в пустоши Дулёво, был запущен в производство второй завод Кузнецовых. Дулёвский фарфоровый завод, существующий и по сей день, был основан купцом Терентием Яковлевичем Кузнецовым, сыном Якова Кузнецова (с 1937 г. город Ликино-Дулёво Орехово- Зуевского района Московской области). Ко времени расцвета завода в Дулёво его продукцию покупали различные слои населения. Фарфор, который производил завод в то время, экспортировался за пределы Российской империи, он был известен даже в Персии и в Афганистане.
Кроме собственно фарфоровой и фаянсовой посуды, предприятие выпускало майолику, садовую скульптуру, вазы, курительные приборы, садовые и цветочные горшки. Также производилась и архитектурная керамика: изразцы для печей и каминов, киоты, иконостасы.
Постепенно развиваясь, в центральной России Терентию Яковлевичу сделалось тесно. В 1843 году Кузнецов затеял строительство фабрики в Риге, на которой впоследствии выпускали не только посуду, но и электрические изоляторы. Создание рижского «филиала» было вполне логичным шагом. Во-первых, он стал «окном в Европу», а точнее, в западные губернии Российской империи. А во-вторых, в Лифляндии и в самой Риге проживало много русских старообрядцев. И приехавшие мастера, и старообрядцы, легко найдя общий язык с единоверцами, смогли быстро наладить производство по образцу Гжели и Дулёва.
В 1853 году происходит раздел имущества между наследниками Терентия Яковлевича и Анисима Яковлевича. Сыновья Терентия, Сидор и Емельян, получают в Дулеве и Риге заводы. Сыновьям Анисима, Николу и Андриану, достается первое производство их деда. Но бизнес у сыновей Анисима развивался не так успешно, как у предприимчивого сына Терентия, Сидора.
Сидор Терентьевич Кузнецов (1806 – 1864) жил в Москве. Своего единственного сына Матвея Сидор Терентьевич воспитывал в строгости и готовил его как продолжателя фамильного дела. Он старался с малых лет воспитывать в нем твердость характера, упорство, терпение и деловые качества.
После смерти Сидора Кузнецова его наследником стал единственный сын Матвей, которому исполнилось 18 лет отроду. Он вступил в управление делами под присмотром своих трех зятьев (мужей своих сестер) до своего совершеннолетия, которого он достиг в 1867 году. Матвей продолжил семейное дело отца и деда.
В 1870 году, в возрасте 24 лет, Матвей Кузнецов открывает свою первую фаянсовую фабрику в селе Буды. В 1870 году Кузнецов приобретает завод своего конкурента Ауэрбаха в деревне Кузнецово Тверской губернии (ныне – Конаково). В будущем он стал знаменитым фаянсовым заводом, который нередко поставлял свою изящную посуду людям из высшего общества. Например, этот завод изготовил огромный парадный сервиз для императорского Путевого дворца в Твери. Фарфор этого завода славился уникальной красотой. Особо ценились предметы, отделанные растительным орнаментом.
В 1887 году мечта Матвея Кузнецова осуществилась – он объединил восемнадцать собственных предприятий, в том числе восемь фарфоровых и фаянсовых фабрик, создав «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий» с основным капиталом три миллиона рублей и правлением в Москве. Все товары маркировались единой отметкой «Товарищество М.С. Кузнецова».
В 1882 году М.С. Кузнецов принял участие во Всероссийской промышленной выставке в Москве. На его средства был построен и украшен демонстрационный павильон, главный Императорский павильон. За эту работу Кузнецов был представлен императору Александру III. Во время аудиенции Матвей Сидорович преподнес императрице Марии Федоровне фарфоровый чайный сервиз.
Но фарфоровой король шел дальше и не думал останавливаться. Новой целью стало приобретение лучшего фарфорового предприятия России – завода Гарднера, который изготавливал элитную посуду высокого качества и считался лучшим предприятием России. В 1891 году М.С. Кузнецов стал его хозяином.
К концу XIX века столетия Матвей Сидорович владел 18 предприятиями и был крупнейшим поставщиком фарфора, фаянса и майолики на российском рынке.
Кузнецовский фарфор выпускался безупречным по техническому исполнению и с изысканным декором. На всех предприятиях особое внимание Кузнецов уделяет научным разработкам и качеству своей продукции. Известно, что каждая партия сырья проходила контроль, и для улучшения качества фарфора принимались решения по закупке более дорогих сортов глины.
В те годы кузнецовские сервизы стояли в каждом доме – от крестьян до дворян. Многие считают, что, благодаря клану Кузнецовых, обычные люди могли наслаждаться фарфором, который раньше считался привилегией богатых людей.
В начале XX века М.С. Кузнецов имел 15 постоянных торговых точек в России и несколько площадок в Персии, Турции и на Балканах. Для каждого региона он производил товар, востребованный на этом рынке. Например, для восточного покупателя товарищество изготавливало, помимо традиционных чайников и чашек с восточным орнаментом, пиалы, кальяны, блюда для плова и многое другое. Товары Кузнецова вытесняли азиатских производителей на европейских рынках.
В качестве признания заслуг Кузнецов получил от императорского двора право использовать символ государства – двуглавого орла. Как лучший в своей отрасли, он имел звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Как и всякий миллионер, Кузнецов хотел жить красиво. Он попросил архитектора Шехтеля возвести свой личный особняк на Первой Мещанской улице в Москве. А в начале XX века по его проекту был построен конторский дом на Мясницкой. Но тратил он не только на себя. На его деньги были построены пять больниц и пять училищ, три церкви, открыто несколько столовых для бедных, родильные дома.
М.С. Кузнецов умер 9 февраля 1911 года в ранге фарфорового короля, на его похороны съехались все самые видные предприниматели того времени. Он оставил своим детям огромную империю. Династия Кузнецовых, построивший фарфоровую и фаянсовую промышленность России, заслужила благодарную память потомков.
В фондах Старочеркасского музея-заповедника хранятся изделия из фарфора и фаянса, основное количество которых составляет продукция фарфоровой империи Кузнецовых.
Н.О. Хандова, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
1 Комментарий на "Орел горделивый в дулёвской посуде"
Очень интересная и познавательная статья. Меня заинтересовало изготовление посуды.