Стирая грани между прошлым и настоящим
Новость в рубрике: КультураМузейный комплекс «Почтовая станция XIX века», словно машина времени, переносит в эпоху СССР. В музее до 10 августа продолжает работать выставка «Мать и дитя», которая знакомит посетителей с традициями и ценностями многодетной семьи. Параллельно начинает работать новая выставка «Интересные поступления музея за десятилетие». С 20 июля по 29 сентября посетители могут поностальгировать среди забытых предметов советского быта.
В первой комнатке добротный стеклянный буфет из настоящего дерева, скорее всего ранее принадлежавший состоятельной семье, металлическая кровать с подушками, построенными традиционной пирамидкой, воссоздают типичный интерьер советской квартиры середины прошлого столетия. В центре стоит круглый стол с белоснежной скатертью-вышиванкой, на нем стеклянная бутылка с молоком и сушки, которыми очень хочется угоститься. Над рабочим столом с глобусом и тетрадками склонился юный пионер в советской школьной форме, а рядом в детской колыбели малютку убаюкивает ее сестра. Точно попадаешь внутрь кадра старой киноленты и становишься одним из главных героев фильма «Мы из будущего».
– Я такую только в мультфильме видела! – восхищенно восклицает маленькая девочка, указывая на ребристую стиральную доску в корыте.
Не обошлось без модного по тем временам плюшевого ковра с оленем, который украшал стены каждой квартиры. Многие в детстве засыпали, рассматривая детали рисунка и придумывая различные истории. Это было совсем недавно и эпоха наших мам и бабушек не кажется столь далекой. Многие аналогичные вещи до сих пор пылятся на чердаке или антресоли. Но не только знаменитая авоська, небрежно брошенная на вешалку, или часы с кукушкой помогают оживить воспоминания.
В соседнем таком же небольшом помещении расположились не менее ценные экспонаты, которые передали музею жители Аксайского района. Продолжая заданную тематику, встречаются вещи, назначение которых уже неизвестно молодому поколению. Кажется, будто открываешь дверцу в чью-то кладовую, где аккуратно стоят старые, но еще вполне годные кирзовые прадедушкины сапоги и статуэтка В.И. Ленина, которой он так дорожил. Совсем рядом папины блесны на удочку. А вот мамины рабочие медицинские весы и прабабушкины бухгалтерские деревянные счеты.
– А такие открытки у меня в шкафу в коробочке лежат, мама когда-то собирала их, – с гордостью в голосе произносит девочка-подросток с двумя длинными косами.
Одна из витрин практически полностью состоит из личных вещей первого директора Аксайского военно-исторического музея Владимира Дмитриевича Гладченко. Здесь можно найти довольно непривычное смешение нескольких десятилетий: пленочный фотоаппарат, пейджер и всевозможные фотографии. Представлены также документы переписки бывших директоров музея Александра Николаевича Скрипова, Веры Ивановны Левченко и Владимира Дмитриевича Гладченко.
Взгляд приковывает мечта советского стиляги– красный патефон и виниловые пластинки. Любой настоящий меломан не против был бы обзавестись таким и сейчас. Незаменимые устройства, радиоприемник и телефон странной формы, дорисовывают картину советской действительности.
– До боли знакомый рушник с розами! Не моя ли бабушка отдала его музею, как будто я знаю каждый вышитый крестик? – задумчиво рассматривая находку, заявляет дама в ярком летнем платье.
– Не думаю, прабабушка несколько рушников отдала мне. Как бы он сюда попал? – отвечает ее взрослая дочь, пожимая плечами.
– И эта кружка… Хотя раньше многие вещи были одинаковыми и их можно было найти в любой квартире.
Часть элементов выставки отсылают к военному периоду. Мальчишки сразу определяют, где саперная лопата, где армейская фляга, а где вещмешок.
– Я читал, что такая фляга солдатам могла жизнь спасти. Пуля от нее рикошетила, меняла направление, отделывались лишь легким испугом, – рассказывает белокурый мальчишка своему товарищу.
История одной итальянской армейской фляжки действительно захватывающая. Рядовой 412-го стрелкового полка Владимир Туркин, уроженец станицы Аксайской, попал под минометный обстрел в разгар боев у хутора Поповка на Верхнем Дону летом 1942 года. Солдат чудом уцелел, осколки мины разрезали на две части его фляжку, и она осталась лежать в полузасыпанном окопе. Спустя много лет фляга была найдена экспедицией поискового объединения «Миус-Фронт» и вернулась к его потомкам. Теперь аксайчане могут увидеть ее лично.
Летняя пора, ограничения, связанные с пандемией, для музея не самые лучшие времена. Но те редкие посетители, забредшие на территорию музейного комплекса, уносят с собой частичку иного временного мироощущения.
Влада ЕРЕСЕНКО
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!