Веселитесь, казаки!
Новость в рубрике: Всевеликое Войско Донское, КультураВ станице старочеркасской прошел фестиваль казачьего фольклора «Дон православный». В прошлое воскресенье, 4 сентября, станица Старочеркасская приняла у себя ставший традиционным фестиваль казачьего фольклора «Дон православный». В этом году праздник был приурочен ко Дню иконы Божией Матери «Донская» и Году культурного наследия народов России.
Мероприятие, организованное районным Домом культуры «Факел», проходило в районе в девятый раз и впервые – в станице Старочеркасской. Фестиваль собрал на концертном форуме 19 творческих коллективов из Аксайского района и Ростова-на-Дону.
Лейтмотивом праздника стала цитата из трагедии «Борис Годунов» прославленного русского поэта А.С. Пушкина: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу».
Как отметил благочинный Аксайского округа иерей Алексей Шилов, судьба донского казачества неразрывно связана с православием, и потому на протяжении более десяти лет День российского казачества отмечается в один день с праздником Донской иконы Божией Матери. Ни одно дело казак не начинал без молитвы, а Богородица повсюду его сопровождала как в мирской жизни, так и на поле боя.
Член правления Аксайского юрта, подъесаул, писатель Михаил Павлович Астапенко, обращаясь к присутствующим, также добавил, что донские казаки многие свои великие дела (а они были преимущественно военные) свершали во имя православной веры и Отечества. Одним из наших славных земляков был атаман Матвей Платов, герой Отечественной войны 1812 года, 210-ю годовщину которой повсеместно отмечается в эти сентябрьские дни.
Открыл фестиваль народный театр народной песни «Гуляй, душа» районного Дома культуры «Факел», представив зрителям фрагмент обряда «Встреча казаков». В программе концерта были также самодеятельные коллективы и отдельные исполнители, вокальные группы и хореографические ансамбли, дарящие свое творчество жителям и гостям станицы Старочеркасской.
Гости праздника, даже случайные прохожие, приехавшие в станицу как туристы, не могли устоять от задорной казачьей песни и тут же пускались в пляс либо подпевали артистам.
Одновременно с фестивалем в парке развернулась выставка-продажа работ народных умельцев. Свои предметы декоративно-прикладного искусства представили ремесленники из Батайска, Новошахтинска и Ростова-на-Дону. Всевозможные фигурки, свистульки, венки, изделия из дерева и кожи – так и тянется рука взять это все в руки, присмотреться поближе, а, может, даже купить на память о древней колыбели донского казачества. В последние выходные сентября пройдет районный фестиваль «Играет песня над Доном», который закроет сезон фольклорных праздников в Старочеркасске.
К СЛОВУ
С самого начала формирования Донского казачества основными носителями христианской традиции и православного вероучения становятся донские казаки. Они называли себя «православными рыцарями», защитниками православной веры. Свою жизнь казак понимал, как служение Богу, Царю и Отечеству. В честь Дня российского казачества в Аксайском военно-историческом музее представлена выставка Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника «Казак без веры – не казак».
Православие определяло весь жизненный путь казака – с момента его рождения и до последнего дня. С детства казак усваивал моральные и этические нормы. Казаки принимали участие во всех военных кампаниях, которые вела Россия в XVIII – XIX вв. и, конечно, много их погибало на полях сражений. И если казаку удавалось вернуться живым, он расценивал это, как милость Бога. Поэтому на Дону строят много храмов, и казаки делают в них большие вклады. Иконы украшают серебряными окладами и драгоценными камнями. Казаки молились, отправляясь в поход, и служили благодарственные молебны по возвращению из него. Казак считал себя защитником веры Христовой. Самой страшной изменой считалась измена вере.
Долгое время – весь XVI век и первую половину XVII века казаки не имели собственных храмов. Достоверно известно, что только в конце XVI века в Раздорах Верхних появилась первая часовня. В 1614 году исторические источники зафиксировали наличие часовен в Черкасском и Монастырском городках. И только во второй половине XVII века начинается строительство церквей. Первым храмом Дона был деревянный собор в честь Воскресения Христова, построенный в 1652 году по обету в столице донских казаков городе Черкасске.
Донские казаки были глубоко верующими людьми. Православие определяло и освящало весь земной жизненный путь казака. Определяло его мировоззрение. Ни одного важного дела казаки не начинали без молитвы усердной.
В каждом доме и в каждой избе ранее имелся специально обустроенный угол для молитв. В домашних ритуалах в русской традиции иконы занимали особое место: к ним прикладывали новорожденных, иконой благословляли на брак, в дорогу, в солдаты, освящали дом, перед иконой братались и божились, находили утешение в горестях, перед домашними иконостасами служили молебны в праздники и во времена несчастий.
Главным учебным пособием оставалась Псалтырь. Псалтырь – книга пророка Давида.
Дарья ЧУПЕРЕВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!