Предшественники социальных сетей
Новость в рубрике: Избранное, КультураНаши предки реализовывали свою потребность в общении теми способами, которые были им доступны. Представители старшего поколения часто ставят в упрек молодежи чрезмерное увлечение различного рода социальными сетями. При этом, правда, многие из них самих коротают вечера в «Одноклассниках», регулярно обмениваются позаимствованными на просторах Интернета видео и картинками, отправляют друзьям
и знакомым поздравления с праздниками и пожелания доброго утра.
Но социальные сети появились не на пустом месте, скорее это просто следующая ступень развития уже существовавших ранее способов общения и обмена информацией. На самом деле интересы и потребности людей меняются не так быстро, как кажется на первый взгляд. Просто наши предки реализовывали свою потребность в общении теми способами, которые были им доступны.
Вплоть до недавнего времени существовало интересное культурное явление, так называемые «альбомы» – достаточно личные, но не закрытые от других, рукописные книги. Жители нашей страны, родившиеся в 80-х годах XX-го столетия, еще успели застать закат этого жанра. У многих людей старше 30 лет до сих пор хранятся дома анкеты друзей, песенники и дембельские альбомы. Главная особенность таких альбомов и основное отличие от личных дневников – их публичность. Изначально они создавались, чтобы быть показанными, пускай даже узкому кругу избранных. Многие записи в альбоме были сделаны чужой рукой – как правило, друзьями и близкими владельца. Но именно хозяин альбома отвечал за оформление и определял характер записи и тех людей, чье творчество хотел сохранить на память.
В нашей стране мода на альбомы появилась еще в XVIII веке и продержалась до конца XX-го. На протяжении более двух столетий этот культурный жанр имел свои взлеты и падения популярности, а также претерпел процесс эволюции и развития.
Мода на альбомы пришла к нам из Европы. Несмотря на то, что в дальнейшем эти предметы считались в большей степени женскими, изначально их стали вести мужчины – путешественники, затем студенты университетов. Позже эту традицию переняли знатные аристократические семейства, и альбом стал статусным предметом – гостям предлагали оставить в нем свои записи, впечатления и пожелания хозяевам. Такие рукописные книги имели богатое оформление, кожаные обложки, позолоту, замысловатые застежки. На первой странице был изображен герб владельца.
Первый большой пик популярности у альбомов в нашей стране пришелся на золотой век русской поэзии. Этот предмет стал играть очень важную роль в светской жизни. Салоны той эпохи невозможно представить без альбомной культуры. На страницах альбомов можно было встретить наряду с переписанными стихами модных поэтов, произведения специально сочиненные и записанные рукой автора, а также различные рисунки и художественные наброски.
Альбомы представителей высшего света зачастую являлись настоящими шедеврами. В них выполняли рисунки лучшие художники того времени, оставляли записи такие гении, как А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, В.А. Жуковский и другие.
Мода на альбомы из столичных салонов стремительно добирается и до провинции. Всем известны строки из «Евгения Онегина»:
«Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом».
Но несмотря на снисходительный тон, поэт признается:
«В такой альбом, мои друзья,
Признаться, рад писать и я,
Уверен будучи душою,
Что всякий мой усердный вздор
Заслужит благосклонный взор».
Конечно, провинциальные дворяне не могли похвастать таким количеством знаменитых знакомых, как столичные. Уездные барышни в основном довольствовались записями от подруг и цитатами.
Постепенно закрепляются неписаные правила и традиции ведения альбома. Так, например, первую страницу заполнять считалось дурной приметой – ее оставляли пустой. В начале альбома часто оставляли нравоучительное напутствие родители, учителя или наставники.
К середине XIX века всеобщая мода на альбомы стала постепенно угасать и они стали плавно перемещаться из светских салонов в женские гимназии и пансионы.
Девочек того времени, также как и современных, волновали вопросы любви и дружбы, они нуждались в признании и одобрении. Записи в альбоме по-прежнему служили выражением любви и восхищения в отношении хозяйки. Сами альбомы стали значительно меньше по формату и уже не такими дорогими. Но к их внутреннему оформлению владелицы относились очень трепетно, используя весь свой творческий потенциал.
Не являясь в прямом смысле слова литературным творчеством, содержание таких альбомов представляет большой интерес, отражая представление поколения о добре и благородстве, нравственных нормах, любви и связанных с ней надеждах и разочарованиях. Альбомная лирика, зачастую простая и незатейливая, несла особый эмоциональный настрой и могла служить источником вдохновения. Так, например, вышедший в 1910 году первый сборник стихов Марины Цветаевой носил название «Вечерний альбом».
В советский период развитие альбомов вышло на новую ступень. Несмотря на то, что в те времена правилом хорошего тона считалось презрительное отношение к сентиментальным проявлениям «мещанства», интересы и проблемы молодежи во многом остались прежними. Юные умы по-прежнему волновали темы любви и дружбы, внимания и признания. Альбомы девочек-гимназисток трансформировались в песенники и «анкеты друзей». Использовалась для этого рукописного творчества, как правило, толстая «общая» тетрадь. Вид и содержание такого альбома по-прежнему отражали статус владельца.
В наше время не проблема найти слова и музыку понравившейся песни. Но несколько десятилетий назад, зачастую, приходилось полагаться лишь на собственную память. Главными «хранителями» музыкальных текстов были рукописные песенники. Чем толще тетрадь, тем «круче» владелец. Официально признанные песни в таких тетрадях соседствовали с сентиментальными дворовыми, сочиненными неизвестными авторами. Песенники ходили по рукам, за особо «дефицитными» текстами велась настоящая охота. Статус владельца такой тетради зависел не только от содержания, но и от внешнего оформления. Украшались песенники с неимоверной любовью и старанием. В ход шло все, что мог позволить себе владелец – дефицитные импортные наклейки и переводные картинки, вырезки из журналов и открыток, собственные рисунки. Те, кто был лишен художественных способностей, выходили из положения, используя кальки и трафареты, а также прибегая к помощи более одаренных друзей.
Неимоверно популярными предшественниками современных социальных сетей были также «анкеты друзей» – яркие самодельные опросники. Количество и характер вопросов определялись хозяином анкеты. Но были, как правило и обязательные пункты – имя заполняющего, возраст, школа и класс. После этого обычно шли вопросы о личных предпочтени- ях – любимых книгах, фильмах, учителях и школьных предметах. Обязательно были пункты об отношении опрашиваемого к хозяину или хозяйке опросника. Вопросы политики, национальности, финансовых возможностей или родственных связей при этом никогда не затрагивались. Но часто шли очень личные моменты – например, «Что такое любовь?», «Кто тебе нравится из мальчиков (девочек)?», «Как ты понимаешь дружбу?». Признание в личных симпатиях на страницах такой анкеты, было аналогично объявлению статуса в современных соцсетях. Поэтому многие просто не отвечали на этот вопрос или отшучивались. Конечно, особое место занимало художественное оформление анкеты. По креативности оно не уступало песенникам. К тому же имелось еще множество особых «фишек» – например, секретики или гадания, а также различные советы. Секретик представлял собой особым образом, чаще всего, треугольником свернутый лист, на каждом развороте которого большими буквами были написаны «страшные» предупреждения: «НЕЛЬЗЯ!», «НЕ ОТКРЫВАТЬ!!!» и тому подобное. На последнем развороте можно было встретить шуточное оскорбление, типа: «Ах, какая ты свинья, ведь написано «Нельзя!», либо требование ответить на личный вопрос: «Открыв секрет, себя ты губишь. Теперь пиши, кого ты любишь!».
Кражу анкеты можно было приравнять к взлому страницы в соцсетях, то, что предназначалось для узкого круга друзей, становилось достоянием общественности. Как правило, это касалось девочек, их анкеты носили более личный характер. Враги торжествовали и насмехались, хозяйка анкеты была безутешна. Но можно было также и «забанить» обидчиков – отобрать тетрадь и не общаться.
Хотя песенники и анкеты друзей заводили представители обоего пола, все-таки больше принято считать их девичьим увлечением. Но существовал еще один вид альбомов, брутальность которого не вызывала сомнений – дембельский. Возник этот альбом в субкультуре военнослужащих срочной службы. Как и другие виды альбомов, дембельский альбом был рукописным авторским произведением. Он отражал определенный период жизни владельца – службу в армии. Создавался он в тот период, когда военнослужащий уже был близок к демобилизации. Альбом содержал биографические подробности периода службы и пожелания сослуживцев. Способы и методы оформления зависели от места службы и рода войск. Но самым главным правилом было сделать альбом как можно более ярким и красивым. В оформлении использовались все доступные материалы и методы творчества. За основу, как правило, брался обычный фотоальбом. Обложка обтягивалась шинельным сукном или бархатом и украшалась чеканкой. Обязательно указывались род войск и годы службы. Внутренние листы украшали, затем вклеивали фотографии, открытки, журнальные вырезки. Между страницами фотоальбома была калька – тонкая полупрозрачная бумага. Ее украшение было особым видом искусства. На кальке обязательно должен был быть рисунок. Сюжеты зачастую копировали друг у друга.
Когда появились первые дембельские альбомы, точно не известно. Есть версия, что их первыми прототипами были обклеенные фотографиями и вырезками чемоданы, с которыми возвращались со службы после войны бойцы Красной Армии. Расцвет этого творчества пришелся на 1970 – 1980-е годы.
С развитием современных технологий те функции, которые исполняли анкеты друзей, песенники и другие ру-кописные книги, стали выполнять соцсети. Наступил закат эпохи самодельного альбомного творчества.
Колоритные и красочные рукописные книги открывают нам особую грань истории – эмоциональную и личную. А заодно помогают нам понять, что внутренний мир человека изменился не так сильно, как можно было представить.
А.Е. Терентьева, научный сотрудник Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
3 Комментарий на "Предшественники социальных сетей"
Пока не было гаджетов, вотсапов и телеграмов, были свои особенные «телеграммы», было здорово, душевнее что ли…
очень теплые воспоминания, у меня до сих пор хранится такой альбом
какие красивые альбомы! у меня тоже были анкеты, я очень их любила, писала там цитаты, вопросики, стихи, тексты песен, рисунки….